Сергей Иванов: «О продаже банка речи не идет!»

Сергей Иванов: «О продаже банка речи не идет!»

2369

Конкуренция между российскими частными банками в условиях активного прихода зарубежных игроков и усиления государственных банков с каждым годом становится все жестче. Одни финансовые структуры, чтобы выжить, объединяются с коллегами по бизнесу, другие ищут партнеров среди зарубежных инвесторов. В интервью «РБК daily» президент и совладелец Русского Банка Развития Сергей Иванов рассказал о том, как он ведет бизнес и что планирует делать в условиях усиления конкуренции и борьбы за клиента.

Российские банки достаточно активно прибегают к внешним и внутренним заимствованиям. Планирует ли ваш банк выйти на эти рынки?

Заимствования — не панацея и не самоцель. Программа заимствований реализуется только тогда, когда это имеет смысл, как бы банально это не звучало. Этой осенью мы планируем разместить на внутреннем рынке небольшой пробный облигационный заем в объеме 2 млрд рублей. Привлеченные от размещения средства будут направлены на развитие программ кредитования малого и среднего бизнеса, а также розничного кредитования. Размещаться раньше, а также привлекать большие суммы в настоящее время нецелесообразно, поскольку привлеченные средства по цене, объемам и срокам должны соизмеряться с планируемыми темпами роста бизнеса. Что касается внутренних ресурсов развития, то в ближайшие годы банк, по планам акционеров, будет серьезно докапитализирован. Мы предполагаем увеличение собственного капитала банка до 4—4,5 млрд рублей в течение примерно 3-х лет, что позволит нам попасть в ТОП-30 по основным банковским показателям (активам и капиталу). Наращивать капитал планируем за счет взносов акционеров и чистой прибыли, которая по итогам 2006 года составила 400 млн рублей. Особо отмечу, что акции дополнительных траншей в рамках эмиссии будут распределяться исключительно между существующими акционерами.

Каковы итоги работы банка за первые шесть месяцев этого года?

Предложу Вам лишь несколько основных цифр. Прирост кредитного портфеля по малому и среднему бизнесу 146%, по депозитам физлиц 52%, по срочным депозитам юрлиц 138%. Потребительский кредитный портфель за этот период вырос более чем в 8 раз.

Банк активно занимается розничным бизнесом с 2004 года. Какие новые продукты Вы намерены предложить клиентам?

Напомню, что серьезное внимание на развитие сетевой розницы мы обратили в начале 2000-х годов, одними из первых в стране. К началу 2004 года мы детально разработали формат отделения, формализовали и внедрили бизнес-процессы, установили стандарты сервиса и параметры контроля качества, разобрались с операционными платформами. К 2005 году уже была сформирована сеть. Таким образом, период где-то примерно с 2000 по 2006 годы был в Русском Банке Развития очень плодотворным и напряженным — это был период старт-апа, начала нового, весьма амбициозного и крайне непростого с управленческой точки зрения розничного проекта. Разработка продуктовой линейки — ясной и понятной, а также настраиваемой, как конструктор, пришлась на 2006 г. В настоящее время в наших руках — почти пятилетний опыт сетевого розничного бизнеса — поистине бесценный эмпирический материал, которым обладают немногие банки. Потенциал розничного бизнеса ныне в РБР весьма серьезен: теперь мы в состоянии с высокой точностью прогнозировать результаты принимаемых решений.

Если кратко о планах, то в самых ближайших — выход на рынок ипотечного кредитования. Ипотека — единственный, пожалуй, сейчас продукт, отсутствие которого серьезно обедняет нашу продуктовую линейку. Банк планирует выдавать ипотечные кредиты стоимостью от 11% годовых в рублях и от 9,75% годовых в долларах США сроком до 30 лет.

Банки все активнее конкурируют между собой за розничного клиента. Что, по вашему мнению, будет приоритетным для клиентов в будущем: репутация банка, известность брэнда, стоимость услуг, сервис, вежливость персонала или что-то другое?

Сервис и еще раз сервис. Именно его качество будет серьезнейшим образом влиять на репутацию, именно за него клиенты будут готовы платить дороже, премию по отношению к условиям конкурентов. А также «понятность» банка, если угодно — его «доходчивость», касающаяся всего спектра деятельности: продуктов, условий обслуживания, социальных программ. Именно это в комплексе и будет в ближайшее время формировать фон конкурентных преимуществ того или иного банка. Все остальное отойдет на второй и последующие планы.

Стратегия развития Банка предполагает региональную экспансию. Как Вы выбираете регион присутствия?

До 2008 года мы должны открыть в российских регионах порядка 20-ти филиалов и 60 дополнительных офисов. В настоящее время банк имеет 24 отделения в Москве и 15 филиалов в городах России. Эти планы реализуются в соответствии с финансовой моделью развития банка, утвержденной акционерами в 2005 году. Программа, разумеется, — цель, но не догма и может корректироваться в ту или иную сторону в зависимости от достигаемых в процессе ее реализации результатов. На данный момент мы планируем открывать 3—5 филиалов и примерно по 7—10 дополнительных региональных офисов в год. Таким образом, через три года Русский Банк Развития должен стать многофилиальным банком и попасть в ТОР-15 кредитных организаций с разветвленной сетью. Для этого у нас есть все возможности и, главное, повторюсь, успешный доказанный уже годами, опыт развития розничного бизнеса: ведь по многим его показателям мы уже входим в топ-30, а иногда и в топ-20 в стране.

Принимая решение о развитии филиальной сети, мы основываемся не на каком-то умозрительном восприятии рынка субъекта Федерации в целом. Выводы делаются, исходя из анализа бизнес-потенциала регионообразующих городов. Но часто бывает, что город по всем показателям может развиваться динамично, но при этом открывать филиал там нет смысла. Например, если низок уровень развития малого и среднего бизнеса или вызывают сомнения иные показатели деловой активности.

В конце июня текущего года Русский Банк Развития покинул Председатель Правления банка. Кто сейчас назначен на эту должность?

На должность временно исполняющего обязанности Председателя Правления банка назначена Оксана Малкина, занимавшая должность заместителя Председателя Правления и работающая в банке с 1997 года. В должности зампреда она курировала Дивизион по работе с корпоративными клиентами и малым бизнесом. Пакет документов о назначении Оксаны исполняющим обязанности Председателя Правления Русского Банка Развития на днях передан в Банк России.

Планируется ли какая-нибудь секьюритизация активов банка?

Я бы не выделял секьюритизацию в качестве какой-то особой, отдельной цели. Как таковой ее не существует, секьюритизация — это инструмент, целесообразность применения которого диктуется целым рядом внешних и внутренних обстоятельств. Да, мы рассматриваем возможность секьюритизации портфеля потребительских кредитов и кредитов малому и среднему бизнесу. В 2006 году была запущена программа кредитования малого и среднего бизнеса и за год кредитный портфель по этому направлению превысил 1 млрд рублей. Но начинать секьюритизацию стоит с портфелей, превысивших 100 млн долларов США. А это цели следующего, 2008 года.

А как на счет планов привлечь стратегического или портфельного инвестора?

Пока таких планов у нас нет. Еще не время. У нас в руках — весомый, растущий в цене актив, с отличной репутацией, четкой стратегией развития и командой профессиональных менеджеров, способных ее реализовать. Мы не ощущаем нехватки ресурсов, направляемых на реализацию стратегии (при том, что еще не использовали заемные механизмы). Если показатели доходностей устраивают акционеров, в чем, скажите пожалуйста, смысл продажи на этом этапе дорожающего актива? Пик цены еще не достигнут. С нашей точки зрения, начинать вести какие-то разговоры о привлечении банком инвестора имело бы смысл года через три, по завершении реализации стратегии, на фоне успешного результата. К этому времени мы создадим мощную региональную сеть, являющуюся основным фактором стоимости, наполним ее бизнесом и завершим техническое оснащение. При этом далеко не очевидно, что, если экономика бизнеса нас будет устраивать, мы примем однозначное решение. Все будет определяться характеристиками конкретного периода времени и нашим видением перспектив развития рынка, то есть тем, о чем говорить сегодня бессмысленно. Конечно, предложений о продаже банка и об объединении с другими финансовыми структурами мы и сейчас получаем предостаточно: таков нынешний рынок. Но, честно говоря, ни продажа, ни объединение акционерами сейчас всерьез не рассматриваются.

Фото: пресс-служба Русского Банка Развития