Александр Мурычев: «Самые крупные банки добавляют проблем конкурентам»
Фото: Nbforums.ru

Александр Мурычев: «Самые крупные банки добавляют проблем конкурентам»

2661

Почему капитал уходит из страны, какие нужны реформы в банковском секторе и что будет происходить с кредитными организациями в ближайшие несколько лет — об этом в интервью порталу Банки.ру по итогам Международного банковского форума в Сочи рассказал исполнительный вице-президент РСПП, председатель совета Ассоциации «Россия» Александр МУРЫЧЕВ.

— Александр Васильевич, глава постпредства МВФ в России Одд Пер Брекк заявил, что в следующем месяце возможен пересмотр прогнозов по инфляции и ВВП до конца 2012 года. Как Вы думаете, что больше отражает реальность — прогнозы МВФ или же наших внутренних структур? Знаем ли мы свою экономику лучше?

— Я думаю, что все прогнозы полезны, тем более оценки международного сообщества. Однако это не значит, что они адекватны экономической ситуации и тому, что может быть в перспективе. В России появляются проблемы, подобные европейским: кризис доверия, недостаток кредитования корпоративного клиента. Кроме того, с одной стороны, предприятия не обращаются в банк, а с другой — не видят перспективы собственного роста бизнеса. Однако европейцы уже предпринимают усилия, направленные на разрешение данных проблем.

Вот только у нас этого не происходит. У нас нет изменений, связанных, прежде всего, с созданием благоприятного инвестиционного климата как такового. В России уже давно установилось негативное восприятие крупного и среднего бизнеса. Это плохо. Несмотря на громогласные политические заявления, в стране пока нет существенных улучшений, что приводит к бегству капитала. Это ответ наших предпринимателей условиям деловой среды, так как капитал размещается там, где это более выгодно и где он надежно защищен. И все это прямо влияет на экономический рост.

— Минфин прогнозирует, что на конец года отток капитала может составить 50—60 миллиардов долларов. Каковы Ваши ожидания?

— В прошлом году мы наблюдали огромный отток — 83 млрд, в 2012, наверное, будет чуть поменьше. Скорее всего, из страны уйдет порядка 60 млрд долларов, может быть и больше. Капитал бежит из России вот уже на протяжении последних 10 лет, несмотря на разные попытки улучшить качество развития экономики.

Многие предприниматели сворачивают бизнес. Прежде всего, это малые и средние участники рынка, которые уходят в оффшоры, в такие юрисдикции, как Казахстан, Прибалтика и другие. Капитал бежит, так как в стране главенствует несовершенство судебной системы, у нас капитал не защищен, у нас существенная коррупционность. Невзирая на различные заявления правительства, практически никаких изменений не происходит в этом направлении.

Кроме того, в России ощущается проблема отсутствия внутреннего потребительского спроса и мотивации на проведение структурных реформ. В этой связи правительство пока еще не нашло способа создать мотивационные стимулирующие условия с тем, чтобы мы хотя бы постепенно, но с какой-то четкой программой, отходили от сырьевой зависимости в сторону диверсификации экономики через создание новых предприятий. Нужны тысячи таких компаний для стимулирования внутреннего спроса, при том, что в России очень мало конкурентной продукции.

Что касается банковского сектора, то здесь происходят события, служащие отражением того, что структурных изменений экономики нет. Ставка делается на крупные госкорпорации в целом и госбанки. Самые крупные банки работают как раз на крупного корпоративного клиента и тем самым добавляют проблем конкурентам. Структура от этого же не меняется.

Необходимо понимание того, что дальше так жить нельзя. Деловая активность не исчезнет пока есть нефть, но при этом экономика будет стагнировать, во многом от того, что стагнирует частный банковский сектор. Частным банкирам некуда вкладываться, число клиентов снижается с учетом того, что капитал уходит и сворачивается бизнес.

— То есть и количество банков в России будет сокращаться соответственно?

— Будет сокращаться. Начнется консолидация игроков в ближайшие годы. Сейчас ее пока нет, но, тем не менее, уменьшение численности банков будет происходить естественным путем, при этом будут уходить и вполне добросовестные участники — банки с малым капиталом.

— Какими темпами будет снижаться число кредитных организаций в России?

Думаю, темпы последних лет сохранятся, то есть в среднем по 50 банков будут уходить с рынка ежегодно. Тем не менее, каких-то революционных событий в ближайшее время я не ожидаю. Будет продолжаться стабильное стагнирование и «проедание» капитала.

Сейчас на рынке наблюдается перекос в сторону потребительского кредитования, но все это до поры до времени, так как в конечном итоге в банковском секторе будут расти риски.

— Вы тоже считаете, что этот гиперактивный рост потребкредитования все-таки не совсем здоровый?

— Не здоровый, конечно. Если бы он сопровождался активным ростом корпоративного кредитования, если бы банки проводили серьезную диверсификацию этих вложений, тогда риски были бы меньше. Но на данный момент «перекос» уже привел к тому, что выстраиваются очереди за этими деньгами, несмотря ни на какие проценты — и это на фоне стагнирующих доходов населения.

Тем не менее, даже на этом фоне динамичный рост потребительского кредитования будет продолжаться. Конечно, это путь к созданию очень высоких рисков, и я согласен с тем, что Центральный банк должен осуществлять тщательный надзор, контролировать рыночных игроков и давать некие рекомендации.

— Может ли это привести у тому, что регулирование ЦБ превратится в прямые запреты для кредитных организаций, как например, вышло с ограничением максимальных ставок?

— Я против такого вмешательства. Никаких ставок Центральный банк не должен устанавливать. Конечно, надо вводить регулятивные меры корректно, рыночным путем. Сам рынок должен регулировать процентные ставки через создание конкурентных условий.

Очевидно, ставка будет снижаться. Однако с недобросовестными участниками, которые без банковских лицензий берут на себя огромные риски, как-то ряд микрофинансовых организаций, ссужающих под 1000%, следует проводить активную работу, в том числе, и через СМИ, СРО.

Такая история уже была в начале 90-х годов, однако по-другому они выйти на рынок не могут. Финансовый институт должен сначала пройти определенный путь, и в этом случае регулятору следует рекомендовать некие средневзвешенные процентные ставки. Но за микрофинансовыми организациями ЦБ не наблюдает. Это уже функция ФСФР. Тем не менее, коль скоро на ФСФР возложили такую ответственность, то мы возвращаемся к тому, что нужно создавать нормативную базу.

Банковское законодательство развивалось параллельно и постепенно вместе с ростом банков. В сегменте МФО также следует проводить поэтапные изменения с учетом накопленного на сегодняшний момент опыта.

Беседовал Михаил ТЕГИН, Banki.ru