Дмитрий Зотов: «Влияние финансового кризиса на рынок лизинга: угрозы или возможности?»
Фото: All-Leasing.Ru

Дмитрий Зотов: «Влияние финансового кризиса на рынок лизинга: угрозы или возможности?»

1442

О том, готов ли российский рынок лизинга к новому кризису и какие выводы сделали выжившие игроки из ситуации 2008 года, порталу All-Leasing.Ru рассказал генеральный директор компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов.

— Вышла ли лизинговая отрасль из прошлого кризиса? Как чувствуют себя российские лизинговые компании в настоящее время, готовятся ли к новому витку?

— Пережив финансовый кризис 2008—2009 года, мы уже можем делать определенные выводы и заключения, предугадывать тенденции возможного следующего витка кризиса. Рынок лизинга России достаточно молодой, поэтому сильно зависит от макроэкономической ситуации и подвержен значительным колебаниям. Например, в 2011 году объем европейского рынка лизинга по сумме профинансированных средств составил 222 миллиарда евро, а в России — всего 17,7 миллиарда евро. Доля лизинга в инвестициях в основной капитал в России в 2011 году — 7,7%, тогда как в развитых странах доля лизинга в инвестициях в основной капитал достигает 17—20%. В частности, в 2009 году, в пик финансового кризиса, рынок лизинга РФ сжался более чем в два раза, доля лизинга в инвестициях упала до 2%. В то время как рынок лизинга Европы уменьшился всего на 32%. Однако и восстановление рынка лизинга в России произошло стремительно, так как сыграл свою роль «эффект низкой базы».

В 2007 году на рынке лизинга доминировали компании при частных банках и независимые лизинговые компании. На их долю приходилось 48% объема нового бизнеса. И именно они наиболее сильно пострадали в период кризиса: масштабы их бизнеса сократились в 5—7 раз, отдельные фирмы на весь год заморозили деловую активность, подверглись дефолту и ушли с рынка небольшие региональные игроки. Это произошло по двум причинам: отсутствие в свободном доступе финансовых ресурсов на фоне несбалансированного управления рисков ликвидности и дефолты лизингополучателей в связи с реализацией рискованной кредитной политики.

Те, кто выжил, вынесли для себя важный урок: начали активно внедрять передовые методики рейтингования лизингополучателей, ввели ряд требований к финансовому состоянию, ограничили перечень видов имущества, внедрили методики минимизации рисков мошенничества, сформировали собственные сильные службы по работе с проблемными активами.

— Все ли компании одинаково переживали кризис?

— Для государственных компаний кризисные годы открыли новые возможности. На фоне сворачивания деятельности частных лизинговых компаний начиная с 2009 года компании при государственных банках и естественных монополиях прочно захватили лидерство на рынке. Доля госкомпаний в объеме нового бизнеса выросла с 37,6% в 2009 году до 60,4% в 2011-м. Успешность государственных компаний в кризисный и посткризисный период объясняется прежде всего неограниченной ресурсной базой в лице материнской компании, а также возможностью использования административного ресурса при работе с наиболее финансово устойчивыми и платежеспособными клиентами высшего кредитного рейтинга.

Активное развитие государственных лизинговых компаний привело к росту в структуре рынка традиционных для них сегментов — лизинга подвижного состава и воздушных судов. В то время как традиционные сегменты работы частных лизинговых компаний — лизинг автотранспорта и оборудования — сократились в 4,5 и 3 раза соответственно.

— Какого прогноза придерживается ваша компания? Насколько сильной будет предстоящая волна кризиса?

— Несмотря на то что концентрация портфеля лизинговых компаний как в отношении доли топ-10 клиентов, так и по виду имущества остается высокой, можно сделать вывод, что финансовый кризис, о котором много говорится в последнее время, в случае наступления сейчас не будет столь катастрофичен для рынка лизинга, как в 2009 году. Во-первых, частные лизинговые компании уже научены опытом и проводят более взвешенную с точки зрения минимизации рисков политику продаж, в то же время обладают компетенциями по устранению последствий возникновения проблемных активов, поэтому можно ожидать уменьшения объемов продаж и ужесточения требований к лизингополучателям, но не массовые дефолты. Во-вторых, государственные лизинговые компании набрали обороты и не только не сократят масштабы деятельности, а, скорее всего, получат возможность увеличить долю рынка в традиционных для себя сегментах и освоить новые.

— По вашему сегменту бизнеса прогнозы столь же оптимистичны?

— Сохранить объем рынка лизинга железнодорожной техники в кризисные времена поможет то, что, несмотря на активное обновление и рост парка в 2010—2012 годах, уровень износа подвижного состава по-прежнему остается достаточно высоким. Поэтому, на мой взгляд, очень своевременной сейчас является инициатива Министерства промышленности и торговли РФ по разработке методики начисления и выплат субсидий при утилизации подвижного состава с истекшим сроком эксплуатации и его замене новыми типами вагонов, а также возможный запрет на продление срока эксплуатации старых вагонов. По оценкам экспертов, на сегодняшний день треть парка вагонов в РФ — с продленным сроком службы. Эти меры окажут комплексное воздействие на железнодорожную отрасль: заводы — изготовители подвижного состава получат полную загрузку мощностей, а также средства и дополнительный стимул к обновлению и модернизации производства, операторы будут иметь возможность обновлять парк по более низким ценам.

Я считаю, что кризис не только создает угрозы, но и дает возможности: прежде всего, определить узкие места в бизнес-процессах и продуктах, отладить их, дает возможность обновить старую или сформировать новую команду, выйти на новые рынки. Для нашей компании это еще и возможность нарастить лизинговый портфель, как за счет новых сделок, так и за счет приобретения портфелей других компаний. Могу предположить, что наступление финансового кризиса также приведет к расширению пока узкого на рынке лизинга РФ сегмента — операционного лизинга, где вагоны — наиболее удачный актив для управления. Лизинговые компании, специализирующиеся в данном сегменте, хорошо понимают экономику управления парком, имеют прочные деловые контакты как среди операторов подвижного состава, так и среди грузовладельцев.

Кризис — это вызов для менеджмента, и те, кто сможет достойно ответить на этот вызов, в последующем добьются еще большего успеха.

Беседовал Александр ЩЕКОЧИХИН