Ирина Гордеева: «Правила игры на рынке корпоративного кредитования сейчас устанавливают клиенты»
Фото: Эксперт

Ирина Гордеева: «Правила игры на рынке корпоративного кредитования сейчас устанавливают клиенты»

1402

Работать на рынке корпоративного кредитования становится все труднее и труднее: маржа сжимается, конкуренция ужесточается, клиенты диктуют банкам правила игры. Темпы прироста кредитных портфелей банков в этом году значительно отставали от прошлогодних показателей. По итогам девяти месяцев рынок прирос всего на 10,8%. О развитии корпоративного кредитования, конкуренции и политике в отношении заемщиков заместитель президента НОМОС-Банка Ирина ГОРДЕЕВА рассказала корреспонденту РБК daily.

— Почему темпы роста корпоративного кредитования в этом году ниже, чем в предыдущем?

— Действительно, темпы роста значительно отстают от прошлогодних. Если по итогам 2011 года сегмент корпоративного кредитования вырос почти на 27%, то в этом году мы прогнозируем рост не более чем на 15%.

Причин для этого много. Во-первых, ухудшающаяся внешняя и внутренняя конъюнктура, в том числе замедление экономического роста в России. Неопределенность не мотивирует бизнес на развитие, снижаются инвестиции в основной капитал.

Тормозит развитие корпоративного кредитования и рост ставок. Дело в том, что в течение этого года росла нехватка денег в системе. Самый большой разрыв между объемами кредитов и средствами юрлиц — 5,2 трлн руб. — был зафиксирован в апреле 2009 года. Затем эта цифра сокращалась, но с 2012 года она снова начала расти и летом достигла своего максимума — 7 трлн. Ситуация начала исправляться только с сентября.

Ну и, наконец, у многих банков довольно напряженная ситуация с достаточностью капитала.

— На сколько вырос корпоративный портфель НОМОС-Банка?

— Мы растем быстрее рынка и опережаем конкурентов — как частные банки, так и государственные. Согласно отчетности группы НОМОС-Банка по МСФО, корпоративный портфель за девять месяцев увеличился на 18%, до 380 млрд руб.

— Насколько интенсивно развивается корпоративное кредитование в регионах?

— В среднем по рынку темпы роста в Москве и в регионах приблизительно одинаковые — около 11%.

Региональный портфель группы НОМОС-Банка растет опережающими темпами, это важная часть нашей стратегии. Мы концентрируем свое внимание на регионах, поскольку там находится наша целевая аудитория — средний бизнес с выручкой от 300 млн до 10 млрд руб. Прирост по регионам составил 36,4% — в абсолютном выражении портфель увеличился на 30,5 млрд руб.

— Компании каких секторов экономики, по-вашему, больше всего нуждаются в заимствованиях?

— Спрос на кредиты есть во всех отраслях. В структуре нашего кредитного портфеля самую большую долю занимает производство, чуть меньше торговля, затем идут недвижимость и добывающая промышленность. Потребность в заемных ресурсах зависит не столько от отраслевой принадлежности, сколько от системы ведения бизнеса, от бизнес-стратегии и тактики предприятия.

— Ужесточилась ли конкуренция между банками за корпоративных клиентов?

— Как я уже сказала, сокращение ликвидности в системе приводит к ужесточению конкуренции на рынке депозитов. А снижение деловой активности негативно отражается на желании предприятий взять кредит. Поэтому сейчас банковский рынок — это рынок клиента.

— Чем банки сейчас заманивают клиентов: ставками, сроками кредитов, быстротой оформления?

— Конечно, ставка имеет значение. Сроки вторичны, причем ситуация здесь несколько отличается от той, которую обычно описывают в прессе. Принято считать, что в России нет длинных денег. Их действительно мало, но при этом мы зачастую вынуждены убеждать предприятия брать деньги на более длительный срок — 3—5 лет. Тактика практически всех компаний направлена на минимизацию расходов, то есть на снижение ставки. Поэтому предприятия, даже те, которые нуждаются в длинных деньгах, предпочитают брать кредиты на короткие сроки.

Но финансирование инвестиционных программ короткими деньгами увеличивает как риски заемщика, так и риски банковской системы. Поэтому лучше хотя бы часть кредитного портфеля перевести в более длительные заимствования.

Неоспоримое преимущество — понимание банком бизнеса клиента, отраслевой специфики, рисков, схем работы с поставщиками, с покупателями. Все это упрощает взаимодействие в процессе выдачи кредита, и клиенты зачастую оценивают это даже выше, чем привлекательные ставки или быстроту принятия решения.

— Какова динамика ставок по корпоративным кредитам и депозитам?

— Нехватка ликвидности приводит к увеличению ставок как по депозитам, так и по кредитам, о чем свидетельствует повышение ставки рефинансирования. Если говорить о краткосрочных и среднесрочных кредитах, то это около 1%. А вот рост ставок по депозитам выше, поэтому и происходит снижение маржи в банковском секторе.

— Клиенты часто перекредитовываются?

— К нам за перекредитованием обращаются довольно часто. Иногда это делается ради снижения ставки, иногда — для увеличения суммы или сроков кредита. Бывает, что в процессе деятельности у компании появились новые активы, под которые можно перекредитоваться. Или клиент переходит в банк, в котором он может получить более полный спектр необходимых ему продуктов и услуг и лучшее качество обслуживания.

— Что нового для корпоративных заемщиков планирует предложить НОМОС-Банк?

— У нас широкая продуктовая линейка, которая позволяет закрывать любые потребности клиентов. Поэтому сейчас особое внимание мы уделяем технологиям, развитию дистанционных сервисов, которые позволяют повысить скорость обслуживания и минимизировать трудозатраты клиента. Так, в нашей системе ДБО (дистанционное банковское обслуживание. — РБК daily) реализована электронная форма выдачи кредита, которая позволяет заемщику направить заявку и в режиме онлайн отслеживать ее прохождение. Другой пример развития функционала — возможность дистанционного получения всевозможных справок и уведомлений. За последнее время произошли значительные изменения в валютном законодательстве, и мы поместили в ДБО всю актуальную информацию по этой теме.

Очень много внимания уделяем безопасности. Например, в третьем квартале мы пресекли 248 попыток взлома. Поэтому мы постоянно совершенствуем систему ДБО, проводим семинары с клиентами, рассказываем и показываем, что должны клиенты делать, чтобы обезопасить собственный бизнес.

Большие планы есть на следующий год, в том числе по достаточно инновационным для российского рынка продуктам: совершенствование кэш-менеджмента, который обеспечивает высокую степень централизации управления ликвидностью, контроль за дочерними структурами и филиалами, что позволяет автоматически консолидировать и перераспределять денежные средства группы компаний.

— В начале ноября появилась информация о том, что вы продали свой пакет акций НОМОС-Банка. Почему решили сделать это до оферты «Открытия»?

— Акции я и другие менеджеры покупали во время IPO. Для всех была предусмотрена процедура продажи, определенные сроки. Мы продавали бумаги в соответствии с этим графиком, цена соответствует стоимости, которую ФК «Открытие» ранее озвучивала для всех сделок по покупке акций НОМОС-Банка.

— На рынке прошла информация о том, что около 50 топ-менеджеров НОМОС-Банка получили бонусы от прежних акционеров. Правда ли это?

— Эта информация не соответствует действительности.

— Как относятся топ-менеджеры к новым преобразованиям?

— Не секрет, что многие российские банки хотели бы привлечь стратегических инвесторов, но в последнее время новостей о таких громких сделках не было. И вдруг ФК «Открытие», которая уже приобрела ряд активов, заявляет о том, что планирует создание большого финансового холдинга. Думаю, что второй такой структуры на рынке сейчас нет.

Беседовала Наталья СТАРОСТИНА