Дмитрий Брейтенбихер: «В большинстве случаев Private Banking — то же самое, что и обычный банковский бизнес»

Дмитрий Брейтенбихер: «В большинстве случаев Private Banking — то же самое, что и обычный банковский бизнес»

3926

 

В настоящее время многие состоятельные люди сталкиваются с потребностью в эксклюзивном банковском обслуживании: от текущих платежей и пластиковых карт до консалтинга в структурировании сложных сделок и составления портфеля инвестиций. Именно такие возможности и дает Private Banking. Рассказывает Директор по работе с частными клиентами Банка Москвы Дмитрий Брейтенбихер.

Какие услуги может предоставить банк для состоятельных клиентов — физических лиц?

Условно можно выделить три основные категории обслуживания: управление активами, консультационные и операционные услуги. Управление активами представляет собой основной бизнес Private Banking. Здесь банк, в зависимости от индивидуальных предпочтений клиента, может предложить целый ряд специализированных продуктов и их комбинаций: от вкладов и ПИФов до индивидуального доверительного управления, интерес к которому в последнее время особенно высок. Естественно при этом управление активами необходимо увязывать с управлением рисками, особенно в связи с высокой волатильностью финансовых и фондовых рынков и более широким пониманием опасностей, которые эти риски могут повлечь за собой. Однако, несмотря на это, сейчас на российском фондовом рынке, на мой взгляд, сформировался устойчивый положительный тренд, позволяющий в долгосрочной (от года) перспективе рассчитывать на доходность, превышающую процентные ставки по более консервативным инструментам — банковским вкладам.

А какова доходность в индивидуальном доверительном управлении активами?

На самом деле многое зависит от времени «входа» в рынок и сроков инвестирования, как я уже говорил, более-менее корректным представляется рассмотрение годового временного промежутка, позволяющего нивелировать краткосрочные колебания рынка. Главным фактором, влияющим на доходность, является разрабатываемая и утверждаемая совместно с клиентом стратегия инвестирования от менее рискованной «консервативной» до агрессивной «стратегии роста». При «консервативной» стратегии портфель в значительной части составляется из облигаций (в том числе государственных и муниципальных), отсюда и ожидаемая доходность около 14—17% годовых. При «стратегии роста» инвестирование осуществляется в основном в акции (включая «второй эшелон»), отсюда и возможность получения доходности более 25%, но и риск соответственно выше.

Какую стратегию инвестирования в текущих условиях рекомендовали бы Вы?

Все зависит от индивидуальных предпочтений клиента. Задачей «личного» банкира является полное информирование о возможностях и рисках при совместном составлении структуры портфеля и предложение наиболее адекватно отвечающего потребностям клиента варианта. На практике большинство клиентов выбирают «сбалансированную» стратегию инвестирования (показатели доходности по результатам прошлого года более 20% годовых).

Однако клиенты требуют не только ценовой и инвестиционной эффективности от взаимодействия с банком, но и полного понимания сложности вопросов своего бизнеса. Кроме того, VIP-клиентам необходимо исключительное отношение, а качество обслуживания воспринимается в этой сфере как один из основных факторов.

Поэтому от направления Private Banking, несмотря на здоровый консерватизм Банка Москвы в целом, постоянно требуется сохранение гибкости и динамичности для адекватного удовлетворения разнообразных и постоянно меняющихся потребностей состоятельных клиентов.

Каковы различия в подходах у банков, предоставляющих на российском рынке услуги Private Banking?

Нами регулярно проводится мониторинг представленных на рынке услуг и предлагаемых другими банками продуктов. В большинстве случаев Private Banking представляет то же самое, что и традиционный банковский бизнес. Разница существует только в части дополнительного сервиса и степени сложности предоставляемых услуг. Отсюда естественен достаточно общий и декларативный характер «эксклюзивности» и «специализи-рованности» услуг и продуктов Private Banking, поскольку у каждого клиента свои специфичные потребности. Первостепенное значение в данном случае имеет индивидуальный подход, базирующийся в первую очередь на доверительных отношениях и высоком профессионализме «личного банкира».

Какие еще дополнительные услуги помимо прямых банковских операций банк предоставляет состоятельным клиентам?

В настоящий момент в рамках Private Banking Банка Москвы сформирован партнерский пул, в который вошли крупнейшие российские и зарубежные агентства недвижимости, автомобильные дома, консалтинговые и страховые компании и т. д. Эти организации предлагают эксклюзивные условия обслуживания и программы лояльности для клиентов Private Banking Банка Москвы, которые представлены в специально изданном каталоге привилегий.

Более того, возможности по предоставлению небанковских услуг не ограничиваются списком партнерских организаций, представленных в каталоге. В Банке Москвы обслуживаются предприятия и организации самой разнообразной отраслевой направленности. Давняя история сотрудничества со многими из них, равно как и доверительные отношения клиентов с личным банкиром, позволяют ему рекомендовать в зависимости от потребности клиента обратиться в ту или иную партнерскую организацию.

Таким образом, в рамках Private Banking Банка Москвы мы создаем закрытый клуб состоятельных физических лиц. Этому также способствует приглашение клиентов Private Banking на неформальные встречи в рамках организуемых Банком и его партнерами мероприятий (Кубок Кремля по теннису, Кубок Мэра по кон куру и т. д.).