Жан-Мишель Сикс: «Кризис на Кипре очень типичен для еврозоны»
Фото: Bloomberg

Жан-Мишель Сикс: «Кризис на Кипре очень типичен для еврозоны»

4500

Проблемы с банковской системой и экономикой Кипра далеки от благополучного разрешения. Одно из крупнейших рейтинговых агентств Moody’s на днях даже предрекло Республике Кипр банкротство и выход из еврозоны. А представитель другого крупнейшего РА — старший экономист Standard & Poor’s по Европейскому региону Жан-Мишель СИКС в интервью CNBC утверждает, что сложившееся положение дел — типичная для еврозоны ситуация.

— Кипру, похоже, еще далеко до благополучного разрешения проблем, и переговорный процесс по их урегулированию все еще продолжается. Каких еще неприятностей ожидать?

— Поводы для беспокойства есть, но ситуация на самом деле сложилась типичным для еврозоны образом. Еще есть время для обнародования новых решений, и когда они озвучиваются, то рынки испытывают облегчение, а люди думают, что ситуация сдвинулась с мертвой точки. Но затем, через несколько дней, становится ясно, что необходимо сделать еще несколько шагов. К примеру: «Ой, мы забыли обсудить это в парламенте! Хорошо, тогда пойдем в парламент». А потом и в Конституционный суд, и куда-то еще… Конечно, это неотъемлемая часть процесса, но все-таки какие-то результаты в конце концов должны быть. И, думаю, на Кипре так и будет.

— Но сумма <финансовой помощи>, необходимая Кипру, похоже, только возрастает, даже с учетом новых мер по контролю капитала в банковской системе. Весь масштаб кризиса только начал осознаваться. Сможет ли правительство страны справиться с этой ситуацией?

— Да, но здесь необходимо сопоставить масштабы экономики Кипра и масштабы его же банковской системы. Если не ошибаюсь, объем банковского сектора там в восемь раз больше ВВП всей страны. И действительно, сумма финансовой помощи все время растет: последняя, которую я видел, составляет 25—30 миллиардов евро, но с тех пор она могла и подрасти, кто знает. Однако если посмотреть на это здраво, то сумма не такая уж экстраординарная. Беспокоит тут другое — способность Европы ограничиться этой суммой и управиться с ее помощью. Конечно, это проблематично. Но также это иллюстрирует всю серьезность кризиса на Кипре: кто контролирует ситуацию? Кто вообще находится у руля?

— Это действительно важный момент, поскольку некоторые эксперты, в том числе из Германии (даже и правительственные консультанты), предлагают использовать состояния богатых людей из стран, нуждающихся в денежной помощи, для финансирования этой самой помощи. Как вы считаете, может ли подобное быть использовано, скажем, в Словении или иной стране, в которой начались проблемы?

— Проблема здесь в том, что масштаб трудностей там отличается от масштабов проблем на Кипре. Если возвращаться к объемам банковского сектора, то в Словении он намного меньше и не столь тесно взаимосвязан с государственной задолженностью, как, к примеру, в Греции. Над этим стоит задуматься.

Откровенно говоря, я считаю, что проблемы на Кипре — результат очень специфичного положения дел: страна выступала в роли налоговой «тихой гавани». Ситуация здесь особенная. Но если вернуться к тому, о чем вы говорили, то это может быть использовано для того, чтобы надавить на Словению, дабы она ускорила решение своих проблем и особенно проблемы с капитализацией банков.

Посмотрите на Испанию: практически полмиллиарда евро было выделено на капитализацию банков там, но, насколько я знаю, пока что из этих средств было использовано только около 40 миллионов евро. Так к чему тогда все разговоры о полумиллиарде евро, когда потрачено всего 40 миллионов? Так что все происходящее на Кипре — лишь предупреждение о том, чтобы другие страны ускорили решение проблем и сделали то, что от них требуется. Во всяком случае, так я это вижу. Но не стану утверждать, что пример Кипра послужит серьезной пищей для размышления более крупным странам Европейского монетарного союза.

— Прогнозы роста европейской экономики на 2013 год — не самая радостная картина. Сейчас нужно уже рассматривать перспективы на 2014-й. Отреагирует ли Европейский центробанк на ситуацию, предоставляя больше фондирования и ликвидности, чтобы удовлетворить потребность бизнеса в капитале? Снизит ли ЕЦБ базовую ставку, прибегнет ли к экстраординарным мерам для обеспечения ликвидности, восстановится ли экономический рост в 2014 году?

— Здесь есть очевидная проблема с приложением монетарной политики к реальной экономике. Бюджет, расписанный ЕЦБ, столь же четко очерчен, как и, к примеру, у ФРС или Банка Англии, и тем не менее приложение его к реальной экономике не столь эффективно, как хотелось бы. Проблема в том, насколько взаимосвязаны банковские секторы европейских стран с государством — не в той мере, как в Великобритании или США. Экономический рост в 2014 году по-прежнему остается серьезным вопросом. Судя по последним пресс-конференциям главы ЕЦБ Марио Драги, нельзя сказать, что у регулятора закончились идеи. Основная мысль, которая там прозвучала: все теперь в руках правительств, которые должны ускорить процесс. Дескать, еврорегулятор капитализировал их банки, помог их экономикам, и теперь процесс должен пойти. Но проблема с приложением монетарной политики к реальной экономике сохраняется.

Но, если мы возьмем к рассмотрению даже самый благоприятный сценарий, все равно остается озабоченность слишком слабым экономическим ростом в 2014-м. Конечно, все не так тяжело, как в случае с рецессией в США, но озабоченность слишком медленным ростом по-прежнему есть.

— В России все еще слабый экономический рост, а страна зависит от прибылей за счет сырьевого сектора. Цены на сырье падают. Согласно вашим прогнозам, продолжат ли они падение по мере снижения и глобального роста экономики?

— Нет. Особенно если взглянуть на ситуацию с сырой нефтью, наблюдается некоторое снижение цен, но в среднесрочной перспективе не стоит недооценивать устойчивый спрос на нее на развивающихся рынках. Сейчас люди рассуждают по китайскому сценарию — как, рост составил только 7,5—8%? Какое разочарование! Может, и так, но этого вполне достаточно. Потребность в энергоносителях, в пищевых продуктах, в металле и в 2013-м, и в 2014-м будет более сильной, нежели она была в 2012 году.

Так что прогноз на среднесрочную перспективу для России — позитивный. Но не стоит ожидать взлета, как в 2010 году, когда на сырьевых рынках наблюдался мощный «бычий» тренд. И это скорее хорошо, поскольку инфляция не взлетит вверх, как это было в 2010-м, и ситуация будет стабильной.

Биография

Жан-Мишель Сикс (Jean-Michel Six) в период с 1982 по 1997 год занимал различные посты в рейтинговом агентстве Standard & Poor’s как в Европе, так и в США, включая должности главного экономиста и управляющего директора. В 1997 году покинул рейтинговое агентство, выступив сооснователем консалтинговой фирмы Global Partners в США. В 2005-м вновь пришел на работу в нью-йоркский офис S& P, а затем переехал в Европу. С 2006 года — член «теневого кабинета» Европейского центробанка.

Наталья ЧЕРКАШИНА, специально для Banki.ru