Павел Гросс-Днепров: «Иногда проще отдать домен бесплатно»
Фото: Павел Гросс-Днепров

Павел Гросс-Днепров: «Иногда проще отдать домен бесплатно»

Павел Днепров
предприниматель
10300

Предприниматель Павел ГРОСС-ДНЕПРОВ рассказал в интервью Банки.ру, чем живет бизнес по покупке и продаже доменов в Интернете, какие крупные компании не могут отобрать у частных лиц свои домены, а также почему и как может навредить банку существование сайта со схожим адресом.

— Как сейчас можно заработать на покупке и последующей продаже доменов?

— Давайте сначала определимся с тем, на какие классы делятся домены. Нужно понимать, что бывают домены генерические, то есть содержащие в своем названии общеупотребимые слова, — stol.ru, bank.ru, vklad.ru, а бывают так называемые typo-домены — это домены с ошибочно написанным адресом. Самый популярный домен, от которого берут такие вот typo-производные, — odnoklassniki.ru. Этот домен очень длинный, немудрено ошибиться при его написании, к нему можно придумать множество «неправильных» вариантов (odnoklasniki.ru, odnoklasnik.ru, adnoklassniki.ru). На данный момент у odnoklassniki.ru существует более 600 typo-доменов. На один такой typo-домен в день заходит порядка 400 человек. То есть, купив несколько typo-доменов вышеупомянутой соцсети, на них вполне реально рекламировать какой-то товар или услугу в рамках той же контекстной рекламы.

— И на таких доменах в том числе зарабатывают киберсквоттеры?

— Нет, киберсквоттеры зарабатывают на доменах, которые сопряжены с известными торговыми марками. Киберсквоттер — это вообще человек, который регистрирует домен с названием торговой марки, заранее ставя перед собой целью продажу этого домена собственнику торговой марки. Хотя на киберсквоттинге уже особо не заработаешь…

— Почему же?

— Дело в том, что российские судебные инстанции уже достаточно хорошо ознакомлены с доменными спорами. Известно много случаев, когда суд вставал на сторону правообладателя торговой марки и обязывал «хозяина» домена безвозмездно передать оспариваемый домен правообладателю.

— А раньше было иначе?

— Мне кажется, что раньше в России был чуть менее благоприятный юридический климат для зарубежных компаний. Еще лет десять назад иностранные компании старались не связываться с нашей судебной системой, законодательством и просто выкупали домен у его владельца. Но сегодня зарубежные игроки, даже не имея представительства в России, спокойно обращаются в суд и выигрывают иски о передаче им доменов, содержащих в названии обозначение торговой марки, на которую им принадлежат права, потому что защита зарегистрированной торговой марки распространяется на весь мир. Более того, в последнее время известные компании стали взимать с владельцев нужных им доменов материальную компенсацию за потерю имиджа, обосновывая это тем, что на сайте с указанием названия их торговой марки размещалась информация не о продуктах и услугах под этой маркой.

— И что же делать в таком случае киберсквоттеру?

— Выход один — продать домен заявившей на него права компании за сумму меньшую, чем стоили бы этой компании судебные издержки. Как правило, речь идет о сумме в 80—100 тысяч рублей. Если компанию такое предложение не устраивает, то намного проще и спокойнее отдать ей домен бесплатно, не доводя дело до суда.

— Павел, иногда в реестрах Роспатента попадаются заявки на регистрацию товарного знака в виде названия сайта. Например, банк «Восточный Экспресс» подавал заявку на регистрацию знака express-bank.ru. Если, допустим, домен не принадлежит банку, но банк долгие годы размещает на нем свой официальный сайт, насколько подобная мера поможет кредитной организации в суде?

— Если домен зарегистрирован другим человеком или компанией до регистрации товарного знака, то вряд ли получение патента на него как-то поможет. В принципе, в этом случае владелец торгового знака может отобрать домен, но это очень сложно. Тем более если домен не содержит прямого указания на общеизвестное название банка на русском языке — vtb24.ru или sberbank.ru. Хотя бывают и исключения.

— Например?

— Известная история — с доменом windows.ru, когда разгорелся спор между российским бизнесменом Дмитрием Шаповаловым и международной корпорацией Microsoft. До 2007 года Шаповалов спокойно занимался продажей пластиковых окон под брендом «Народные окна» и рекламировал свою продукцию на принадлежащем ему домене windows.ru. Но потом объявилось представительство компании Microsoft в России и заявило, что домен по всем параметрам должен принадлежать им, и отобрало его — кстати, через суд. И тут история очень неоднозначная, потому что по сути windows — это общеупотребимое слово, которое определенно подходило к деятельности бизнесмена.

А некоторым компаниям не так повезло. Например, компании Mars и журнал Yes до сих пор не могут отобрать одноименные домены у их владельцев из-за того, что домены генерические. В этом плане есть смысл приобретать именно генерические домены и строить на них бизнес, потому что общеупотребимые слова в любом случае будут пользоваться популярностью в тех же поисковых системах типа «Яндекса». Интересно также приобретать домены с часто повторяющимися в реальной жизни названиями. Например, avtolux.ru. Существует достаточно большое количество некрупных автосалонов с таким названием, то есть спрос на этот домен в любом случае будет.

— Я слышала, что nissan.com тоже принадлежит частному лицу, не связанному с этой автомобильной маркой.

— Да, есть такая тема. Американец Юзи Ниссан еще в 1990-е годы зарегистрировал компанию Nissan Computers и приобрел под нее домены nissan.com и nissan.net. Не секрет, что всем известная компания Nissan долгое время делала ставку на продвижение торговой марки Datsun. И когда она сменила приоритеты и стала продвигать Nissan, то представители компании подали в суд на владельца необходимых им доменов и проиграли его. До сих пор домены nissan.com и nissan.net принадлежат этому американцу, и он отказывается продавать их даже за несколько миллионов долларов. Единственное, чего удалось добиться компании Nissan в суде, — это запрета на использование вышеупомянутых сайтов с коммерческой направленностью.

— Чтобы доменный бизнес составлял основной источник заработка, сколько доменов нужно купить на первоначальном этапе и сколько денежных средств инвестировать?

— Необходимо иметь не менее 2 тысяч доменов. При этом вложения будут не особо большими — можно зарегистрировать домен и за 90 рублей.

— А вообще сейчас остались еще интересные домены для покупки?

— Смотрите, в одной только зоне.ru сейчас действует 4,8 миллиона доменов. Каждый день в среднем открывается 2 тысячи новых доменов. В зоне.com при этом действует 120 миллионов доменов, а по всему миру во всех зонах зарегистрировано свыше 1,3 миллиарда доменов. Так что рынок этот большой. Однако если какая-то компания или банк с определенным негенерическим названием уже существуют и вы зарегистрируете схожий домен, то его очень быстро отберут.

— Ежедневно регистрируются в среднем около 3—4 тысяч новых доменов в зоне .ru, а сколько освобождается?

— Сейчас освобождается очень большое количество доменов, от 3 тысяч в сутки. Обычно домен регистрируется на определенный адрес электронной почты. Если письма на этот e-mail не доставляются в течение какого-то времени, а плата за продление регистрации домена не внесена, то домен в течение месяца после окончания срока его регистрации освобождается. Происходит это со вторника по пятницу с пяти часов вечера. В профильных компаниях, например в том же Ru-Center, существует такая услуга, как регистрация освобождающихся доменов, которая позволяет отслеживать освобождающиеся имена. Вы делаете ставку (указываете сумму, которую вы готовы заплатить за домен, но не более 100 тысяч рублей), а потом автоматически «ловите» сайт, если никто вашу ставку не перебил.

— Насколько, по вашему мнению, важно компании с мировым именем иметь одноименный домен?

— Я считаю, что любая крупная компания должна иметь либо очень хороший запоминающийся домен, либо домен с собственным названием. Это такая имиджевая вещь. По моему личному мнению, когда ты приобретаешь хороший домен для своей компании, то в первую очередь заботишься о пользователе своих продуктов и услуг. Покупка же крупной компанией домена «что попроще и подешевле» равносильна покупке автомобиля Mercedes с салоном от «Жигули».

Вот, например, МДМ Банку принадлежат и mdm.ru, и mdmbank.ru. В то время как Банк Москвы владеет только bm.ru, домены же moscowbank.ru и bankmoscow.ru сейчас продаются. Кому, как не Банку Москвы, было бы логичнее всего их приобрести. Sber.ru сейчас также продается. Знаю, что sber-bank.ru продают вообще за 280 долларов США, но Сбербанк России не заинтересован в его покупке.

— Можете ли вы оценить, у кого из кредитных организаций сейчас больше всего typo-доменов?

— Мне кажется, у Райффайзенбанка с его сайтом raiffeisen.ru. И в этом плане банкам крайне важно выкупать typo-домены, в первую очередь это нужно им самим. Предположим, клиент заинтересовался получением кредита, и на слуху у него Райффайзенбанк. Он попытался зайти на сайт этого банка без использования поисковой системы. Он неправильно ввел название сайта один раз, второй, третий, потом плюнул и пошел на sberbank.ru. Между тем, если бы Райффайзенбанк выкупил схожие с его названием по написанию домены, то мог бы перенаправлять с них клиентов на свой главный сайт. Банки же везде сейчас борются за наивысшую оперативность. Скорость нахождения информации о продуктах банка в Интернете тоже должна относиться к этой конкурентной борьбе.

— А что обычно размещают на typo-доменах?

— Таргетированную рекламу. Допустим, искали вы до этого в Google что-то о получении кредита. Перешли на typo-домен компании, и вам тут же посыпались предложения от кредитных брокеров.

— Можно ли как-то навредить банку, приобретя его typo-домен?

— Конечно. Более того, я уверен, что некоторые банки так и поступают со своими конкурентами. Вот существует банк «Тинькофф Кредитные Системы». Ему принадлежит домен tcsbank.ru, но не принадлежит tcs-bank.ru. Конкуренты на частное лицо выкупают tcs-bank.ru и делают с него автоматическое перенаправление пользователя на сайт, допустим, банка «Уралсиб». Всё, минус несколько десятков клиентов.

Беседовала Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru