«Лизинговый потенциал фондоемких отраслей по-прежнему огромен»
Фото: Деловой квартал

«Лизинговый потенциал фондоемких отраслей по-прежнему огромен»

Альхать Масаев
директор Московского филиала ГК «Балтийский Лизинг»
1279

В России, по некоторым данным, рынок лизинга по итогам трех кварталов 2013 года сократился на 3%. Своими оценками и прогнозами поделился Альхать МАСАЕВ, директор Московского филиала ГК «Балтийский Лизинг».

— Большинство экспертов отмечают снижение темпов роста по сравнению с запланированными показателями. Снижение наблюдается в объемах продаж как легкового и легкого коммерческого транспорта, так и оборудования. По железнодорожной тематике все очевидно. Думаю, комментарии излишни.

По каждой отдельно взятой компании ситуация может отличаться. Например, мы планируем небольшое увеличение объемов по грузовому транспорту и спецтехнике благодаря появлению новых розничных программ в этом сегменте. По опыту прошлых лет, класс автомобилей выше среднего уровня и премиум-класса идет в лизинг без особых провалов и спрос на них неэластичен по отношению к общему состоянию экономики. Очевидно также, что растет предложение легкого коммерческого транспорта. В целом, если не произойдет неожиданных новаций в налогообложении или законодательной сфере и с учетом того, что доля российского лизинга в ВВП по-прежнему невысока, думается, что в 2014 году мы повторим результаты уходящего года либо покажем умеренный рост.

— По объемам лизингового рынка Россия занимает четвертое место в Европе. Каковы основные направления развития российского рынка лизинга, в чем его главный потенциал?

— Очевидно, что большое влияние на формирование объемов рынка оказывает экономическая ситуация в стране в целом и в каждом регионе в частности. Этот год показал, что низкие темпы освоения расходной части бюджета серьезно повлияли на работу многих крупных строительных компаний. Причем речь идет не только о проектах, к строительству которых пока не приступали из-за переносов сроков, но и о выполненных работах, за которые исполнители не могут получить необходимые средства.

Влияние на рынок оказывают и сами лизинговые компании, предлагающие рынку новые продукты, совершенствующие свои технологии и оказывающие профессиональную поддержку лизингополучателям не только по удовлетворению текущих потребностей предприятий, но и побуждающие принимать решения по обновлению основных фондов. Потенциал по-прежнему огромен, и не в той его привычной всем «розничной части», а в фондоемких отраслях, в частности, в

машиностроении, на рынке локомотивной тяги, во всех видах строительства, в горнодобывающей промышленности, переработке и прочее. И в сфере услуг для крупных мегаполисов получают более широкое применение технологии оперативного лизинга.

За счет дальнейшего развития «сетевого строительства» как частных, так и государственных лизинговых компаний эти услуги будут более доступны географически и более конкурентны по стоимости.

— Многие эксперты говорят о необходимости корректировки и актуализации законодательства в сфере лизинга, в частности, требует изменений принятый 15 лет назад закон «О лизинге». И такие поправки уже готовятся и принимаются в последнее время, в частности, в ГК РФ. Как, на ваш взгляд, действующая нормативно-правовая база влияет на развитие лизинга?

— Если в нескольких словах, то правовая база дала сильный крен с прокредиторской в продебиторскую сторону, что, конечно, слабо способствует укреплению инвестиционного процесса в целом.

Доля автотранспорта в лизинговых операциях в Европе составляет порядка 50%, в то время как в России — меньше 20%. Как изменить ситуацию и почему такая разница?

— В первом приближении это позволяет надеяться, что данная часть рынка у нас еще не достигла предела насыщения.

Организационно-правовой статус стороны, имеющей право на лизинговые услуги, в Европе шире, а у нас это пока, следуя букве закона, в основном юридические лица. Решение есть, и оно общеизвестно: создавать условия для малого и среднего бизнеса.

Нашей компании уже 23 года, создавалась она как универсальная лизинговая компания. Практика показала, что специализация или кэптив иногда дают весомые показатели, но при этом имеют большие риски существования или продвижения компании, более цикличны, менее долговременны. Поэтому и розничный бизнес, и универсальные лизинговые услуги для широкого круга потребителей — вот два взаимодополняющих процесса для развития успешной компании.

Сергей ТЮРИН