Сергей Сучков: «Спрос на кредиты для малого бизнеса превышает предложение»

Сергей Сучков: «Спрос на кредиты для малого бизнеса превышает предложение»

2420

Малый бизнес приносит России около 10% ВВП ежегодно. Притом, что в странах Западной Европы этот показатель составляет не менее 50%. Для развития этого сегмента экономики необходимо в первую очередь банковское финансирование. Однако пока спрос на заемные ресурсы значительно превышает предложение со стороны кредитных организаций. О том, как следует работать с малым бизнесом, рассказывает старший вице-президент Внешторгбанка Сергей СУЧКОВ.

Насколько успешной оказалась программа ВТБ по кредитованию малого бизнеса, стартовавшая в июле прошлого года?

 

Мы полностью выполнили годовой бизнес-план. В течение этого года в рамках программы банк выдал кредитов на общую сумму около 3 млрд. рублей, среди наших заемщиков примерно 2 тыс. малых предприятий. До конца текущего года мы намерены увеличить размер кредитного портфеля до 6 млрд. рублей, а к началу 2007-го — как минимум его удвоить. По нашим оценкам, сейчас мы занимаем 5—6% рынка, а к 2010 году планируем достичь 10%.

 

Банк планирует менять требования и процедуру получения кредита?

 

Особых нареканий со стороны клиентов по нашей работе у нас нет. Те технологии, которые мы используем, себя полностью оправдывают. Поэтому пока банк ничего менять не будет. Заемщику, как и прежде, необходимо предоставить самый простой набор документов, подтверждающих статус предприятия, а также основные финансовые данные. Все остальное сделает кредитный эксперт, который сам посетит компанию, и на месте определит ее кредитоспособность.

 

У нас два продукта — микрокредиты на сумму до 1 млн. рублей, срок займа составляет до двух лет. также мы выдаем кредиты на развитие бизнеса (от 1 млн. рублей до 29 млн. рублей со сроком до трех лет). В залог банк берет оборотные средства, оборудование, недвижимость. Кредит должен быть обеспечен полностью. В зависимости от срока кредита ставки составляют 13—15,5% годовых в рублях и 11—13% в валюте. Наши условия являются рыночными, демпингом мы не занимаемся.

 

Какова доля просроченных кредитов в структуре портфеля?

 

Сейчас она составляет мене е0,5%. Такая низкая «просрочка» в очередной раз подтверждает тезис, что кредитование малого бизнеса ничуть не более рискованно, чем работа с крупными клиентами.

 

Предприятия каких секторов экономики пользуются вашими кредитами?

 

Это торговые, полиграфические, строительные компании, также много заемщиков среди пищевых предприятий.

 

Как часто вы отказываете заемщикам?

 

Мы фиксируем отказ в предоставлении кредита на основании оценки финансового состояния предприятия. То есть после того, как сотрудник ВТБ уже на месте ознакомился

с реальным положением дел. Таких отказов у нас не более 10% от общего объема заявок. Кроме того, иногда мы решаем не выдавать кредит еще на этапе, когда клиент только обращается в банк. Например, если предприятие просит стартовый кредит или же мы сразу видим по первичным документам, что заемщик некредитоспособен. Но таких отказов у нас тоже мало.

 

Вы ощущаете конкуренцию в этом сегменте рынка?

 

Сейчас многие банки пока только декларируют свою готовность кредитовать малые предприятия, что уже хорошо. По крайней мере, они задумываются над этим. Однако конкуренции Сбербанку или специализированным банкам, работающим в этом сегменте рынка, они не составляют. По моему мнению, спрос по-прежнему превышает предложение.

 

Сбербанк, пожалуй, для нас является основным конкурентом. В крупных городах борьба в основном идет за предприятия, у которых уже есть хорошая кредитная история, соответственно они и являются наиболее удобными заемщиками для банков. Что касается новых клиентов, а наша Программа ориентирована на тех, кто еще не имеет кредитной истории, то здесь не приходится «толкаться локтями». Пока предприниматели побаиваются банков, полагая, что эти организации очень забюрократизированы и там сложно получить кредит. Поэтому они готовы занимать полулегальные деньги под огромные проценты. Наша задача вывести предприятия из этой «серой» зоны.

 

Как повлияет на реализацию программы развитие бизнеса банка по кредитованию малых предприятий в «ВТБ рознице», создаваемой на базе Гута Банка?

 

Только положительно. Сейчас мы внедряем нашу программу в отделениях «ВТБ розница». Я думаю, что сервис для клиентов станет еще лучше. Ведь когда есть специализированный розничный банк, работающий с определенным сегментом клиентов, это позволяет улучшить сервис в том числе и в отношении расчетно-кассового обслуживания.

 

Журнал «КОМПАНИЯ»