«Главный сдерживающий фактор для оперативного лизинга — российский менталитет»
Фото: «Эксперт РА»

«Главный сдерживающий фактор для оперативного лизинга — российский менталитет»

Максим Агаджанов
генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг»
1728

Объем нового бизнеса в лизинге сократился на 3%, свидетельствуют результаты проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА» исследования «Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2013 года» (публиковалось на Банки.ру в версии журнала «Эксперт»). Наибольший спад пришелся на сделки финансового лизинга, в то время как в сегменте оперативного лизинга отмечен почти двукратный рост.

Оценить перспективы развития оперативного лизинга в РФ и ответить на другие вопросы, связанные с текущей ситуацией на рынке, агентство «Эксперт РА» попросило топ-менеджеров крупнейших лизинговых компаний. Одним из партнеров исследования стал генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг» Максим АГАДЖАНОВ.

— Какие значимые события произошли на рынке за девять месяцев 2013 года?

— В конце 2012 года на рынке шел разговор о возможной стагнации, но в этом году сделок на рынке еще меньше. Поэтому за весь год на всем рынке произошло всего несколько значимых сделок: например, оперативный лизинг самолетов для «Трансаэро», а также сделка «Газпромбанк Лизинг» по лизингу судов и барж для «П. ТрансКо». За счет последней сделки, а также развития региональной авиации на рынке лизинга произошла смена драйвера: доля сектора подвижного состава сократилась на 21%, в то время как авиационный сегмент вырос почти на 18%. Кроме этого, практически весь год прошел в ожидании новой волны экономического кризиса, в связи с чем многие лизинговые компании пересмотрели свои системы риск-менеджмента и ужесточили параметры проверки лизингополучателей.

— Как, на ваш взгляд, развивается сегодня оперативный лизинг: активно, умеренно или недостаточно быстро? Как вы оцениваете спрос на него со стороны клиентов?

— С нашей точки зрения, если сравнивать с европейскими странами, оперативный лизинг в России развивается недостаточно быстро. Спрос на него присутствует преимущественно в секторах авиатехники, коммерческого транспорта и спецтехники. В остальных отраслях его необходимо формировать. Так, «Газпромбанк Лизинг» запустил на рынок новый продукт — оперативный лизинг буровых установок и систем верхнего привода. Спрос на лизинг в капиталоемких сегментах на рынке существует. В основном речь идет о компаниях, приступивших к освоению новых месторождений и не желающих терять прибыль из-за простоя в ожидании изготовления буровой техники по индивидуальному заказу, или же о небольших добывающих компаниях, которым необходимо быстро приступить к освоению месторождения.

— Какие факторы мешают развитию оперативного лизинга?

— Естественно, в нашей стране в развитии оперативного лизинга самым главным сдерживающим фактором выступает российский менталитет: бизнесмены в нашей стране предпочитают иметь оборудование в собственности, а не брать его в аренду. Не стоит также забывать и о том, что группы влияния у лизингополучателя могут сопротивляться передаче сервисов по обслуживанию предмета лизинга (например, техобслуживания автомобиля) сторонней сервисной или лизинговой компании. Стоит также отметить то, что многие российские лизингодатели пока еще не умеют работать со сложным нестандартным оборудованием. Кроме этого, нельзя не отметить отсутствие устойчивой статистики по вторичному рынку оборудования.

— Какие факторы способствуют росту оперативного лизинга?

— Как известно, в целом оперативный лизинг особенно привлекателен в тех случаях, когда нужно использовать новейшее оборудование, при этом клиент не хочет нести затраты, связанные с его хранением, ремонтом, обслуживанием. Заказчику непросто контролировать все этапы такого приобретения, и лизинговая компания может взять на себя мониторинг всего сложного процесса покупки, доставки, монтажа и ввода в эксплуатацию.

Помимо крупных инвестиционных проектов, например, Олимпиады или Чемпионата мира по футболу, в последние годы на территории Российской Федерации заметен рост краткосрочных инвестиционных проектов, для которых требуется большой объем техники на конкретный промежуток времени. В связи с чем оптимальным продуктом для компаний, работающих на данных объектах, является именно оперативный лизинг, так как позволяет в кратчайшие сроки приступить к выполнению условий контракта без отвлечения существенных средств из фондов компании. А после окончания работ просто вернуть актив, без необходимости его перепродажи, хранения, страхования и прочего.

— Станет ли оперативный лизинг массовым и если да, то в какой временной перспективе?

— С нашей точки зрения, в перспективе ближайших пяти лет доля оперативного лизинга вряд ли превысит долю финансового лизинга. Причины тому — как незрелый рынок оперативного лизинга, так и особенность менталитета российских предпринимателей.

— Планирует ли ваша компания развивать оперативный лизинг в ближайший год-два?

— В этом году совместно с партнерами мы запустили новый продукт — оперативный лизинг буровых установок. По нашим оценкам, данная услуга займет достойное положение на рынке: обычно на складах производителя есть только типовое оборудование, а срок изготовления, например, несерийной тяжелой буровой установки может доходить до девяти месяцев, не считая времени на транспортировку комплектующих до места бурения, монтаж, ввод в эксплуатацию. Таким образом, во избежание простоя добывающим компаниям намного выгоднее пользоваться взятыми в оперативный лизинг типовыми установками, ожидая заказанную несерийную машину.

— В каких сегментах, на ваш взгляд, оперативный лизинг недостаточно развит, но имеет потенциал развития?

— Особенность оперативного лизинга также заключается в наборе дополнительных сервисов, которые предлагает лизинговая компания. Кроме того, как уже было сказано ранее, в целом оперативный лизинг особенно привлекателен в тех случаях, когда нужно использовать новейшее оборудование, при этом клиент не хочет нести затраты, связанные с его хранением, ремонтом, обслуживанием. Таким образом, с нашей точки зрения, хороший потенциал развития у отрасли корпоративных транспортных средств. Например, лизинговая компания берет на себя плановое техобслуживание, регистрацию транспортных средств, смену резины и ее хранение и прочее.

— Заключала ли ваша компания сделки возвратного лизинга в 2013 году? Ожидаете ли вы роста спроса на него в 2014 году?

— Сделки возвратного лизинга в 2013 году заключались, и мы ожидаем некоторого роста количества подобных сделок.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться лизинговый рынок в 2014 году? Какие сегменты будут драйверами роста?

— На наш взгляд, меньшими темпами продолжит расти авиация, есть шанс стать драйверами роста и у нефтегазового оборудования, а также у морских и речных судов. Тем не менее ожидать появления общерыночного драйвера, с которым могли бы работать многие лизинговые компании, пока рано.

См. также интервью с руководителями «Сбербанк Лизинга», «ВТБ Лизинга» и ЛК «Уралсиб»