«В ближайшие десять лет можно ожидать роста спроса на оперативный лизинг»
Фото: «Эксперт РА»

«В ближайшие десять лет можно ожидать роста спроса на оперативный лизинг»

Дмитрий Ерошок
генеральный директор ЗАО «Сбербанк Лизинг»
2232

Объем нового бизнеса в лизинге сократился на 3%, свидетельствуют результаты проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА» исследования «Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2013 года» (публиковалось на Банки.ру в версии журнала «Эксперт»). Наибольший спад пришелся на сделки финансового лизинга, в то время как в сегменте оперативного лизинга отмечен почти двукратный рост.

Оценить перспективы развития оперативного лизинга в РФ и ответить на другие вопросы, связанные с текущей ситуацией на рынке, агентство «Эксперт РА» попросило топ-менеджеров крупнейших лизинговых компаний. Одним из партнеров исследования стал генеральный директор ЗАО «Сбербанк Лизинг» Дмитрий ЕРОШОК.

— Какие значимые события произошли на рынке за девять месяцев 2013 года?

— Российский рынок лизинга в этом году не показывает высокие темпы роста, но закладывается неплохой потенциал его развития, в том числе благодаря активности ЗАО «Сбербанк Лизинг». Мы бы выделили ряд событий с участием нашей компании. В частности, в конце августа был заключен ряд важнейших соглашений по авиализингу с ОАК в лице компаний «ГСС» и «Иркут», достигнута договоренность о создании финансовой инфраструктуры по продвижению на отечественном и мировом рынках самолетов Sukhoi Superjet 100 с использованием механизма оперативного лизинга. В сегментах транспорта и техники сделаны конкретные шаги по развитию рынка газомоторного топлива: в рамках взаимодействия с ООО «Газпром газомоторное топливо» подписаны соглашения о сотрудничестве с Владимирской, Калужской областями, с Кировским заводом, с КамАЗом, а также планируется заключить подобные соглашения с другими российскими регионами и предприятиями. Из числа недавних крупных сделок «Сбербанк Лизинга» хотелось бы отметить контракты на грузовой Boeing 747—8F для группы «Волга-Днепр», на парк вагонов-цистерн для ОАО «СГ-транс», инфраструктурные проекты, такие как передача Москве крупной партии коммунально-дорожной техники для обслуживания дорог столицы, поставка Нижегородскому метрополитену трех новых составов вагонов, которые уже введены в эксплуатацию.

— Как за последний год изменились условия финансирования контрактов вашей компании? Каковы ожидания на 2014 год?

— Основным источником фондирования сделок компании был и остается наш единственный акционер — ОАО «Сбербанк России». Благодаря 20-летней репутации и опыту, мы можем предлагать клиентам одни из самых низких на рынке реальных ставок удорожания и планируем придерживаться этой ценовой политики в будущем году.

— Как, на ваш взгляд, развивается сегодня оперативный лизинг: активно, умеренно или недостаточно быстро?

— На сегодняшний день оперативный лизинг в России находится на стадии зарождения. По нашим оценкам, он занимает не более 6% от общего количества лизинговых сделок, в то время как в Европе его доля составляет порядка 30—40%. Однако очевидно, что оперативный лизинг может постепенно набрать обороты и стать одним из направлений развития отечественного рынка, причем развивать компетенции лизингодателям придется не только в сегменте автотранспорта, но и в более сложных сегментах оборудования, спецтехники, воздушных судов, подвижного состава.

— Какие факторы мешают развитию оперативного лизинга? Какие факторы способствуют росту?

— В качестве сдерживающих факторов, наверное, можно отметить такие, как недостаточная осведомленность отечественных клиентов о различиях между финансовым и оперативным лизингом, отсутствие понятия «оперативный лизинг» на законодательном уровне, слабо развитый вторичный рынок (большинство лизингодателей предпочитают работать только с высоколиквидным имуществом, а лизингополучатели — приобретать имущество в собственность), а также необходимость дополнительных инвестиций со стороны компаний в развитие собственной структуры по компетенциям в сфере оперативного лизинга.

Тем не менее в текущей рыночной ситуации российские предприятия постепенно проявляют все больший интерес к данному виду лизинга за счет стремления избежать рисков, связанных с владением имуществом, со снижением рентабельности, с различными поломками оборудования и, как следствие, с увеличением затрат, вызванных ремонтом и простоем оборудования.

— Станет ли оперативный лизинг массовым и если да, то в какой временной перспективе? Планирует ли ваша компания развивать оперативный лизинг? В каких сферах, на ваш взгляд, оперативный лизинг недостаточно развит, но имеет потенциал развития?

— Судя по конъюнктуре рынка и развитию российской экономики, в ближайшие 8—10 лет, действительно, можно ожидать роста спроса на оперативный лизинг. «Сбербанк Лизинг», несомненно, будет учитывать указанные тенденции и прилагать необходимые усилия для удовлетворения потребностей клиентов, в том числе работать в секторе оперативного лизинга. Более того, одно из знаковых событий этой сферы — договоренность о создании нашего совместного предприятия с «ГСС» для предоставления в операционную аренду воздушных судов Sukhoi Superjet 100.

Нам кажется, что можно было бы активнее развивать оперативный лизинг и в сфере нефтегазового оборудования, строительства, где существует спрос на загрузку мощностей (строительной и иной техники) лишь на определенное время.

— Заключала ли ваша компания сделки возвратного лизинга в 2013 году? Отмечаете ли вы повышение спроса на него и ожидаете ли его роста в 2014 году?

— В 2013 году нашей компанией заключено несколько сделок возвратного лизинга, в основном в сфере подвижного состава. Действительно, мы наблюдаем некоторый рост объемов сделок по данному направлению и считаем, что эта тенденция сохранится в 2014 году.

— Работает ли ваша компания с региональными программами поддержки МСП?

— Сегодня филиальная сеть ЗАО «Сбербанк Лизинг» включает 65 крупнейших городов России и охватывает все регионы. Мы продолжаем усиливать региональный блок работы и предоставляем выгодные предложения субъектам малого и среднего бизнеса во всех уголках страны. Специально для таких категорий лизингополучателей разработана линейка экспресс-продуктов компании. По мере возможностей мы участвуем в региональных программах поддержки бизнеса, в основном в рамках партнерских проектов с производителями и поставщиками. «Сбербанк Лизинг» всегда способствует субъектам МСП и в получении субсидий по авансовым платежам, по лизинговым платежам в целом, по части лизингового платежа, по остаточной стоимости имущества.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться лизинговый рынок в 2014 году? Какие сегменты будут драйверами роста?

— Рынок зависим от ситуации в экономике страны. Пока, на фоне общего снижения промышленного роста, замедляется поток инвестиций в основной капитал. Соответственно, уменьшается пул лизинговых сделок. Однако потенциал для развития есть. Нам кажется, что в будущем году драйверами роста могли бы стать сделки в сегментах морских и речных судов, авиации.

См. также интервью с руководителями «Газпромбанк Лизинга», «ВТБ Лизинга» и ЛК «Уралсиб»