«Ожидаем постепенного роста спроса на оперативный лизинг автопарков»
Фото: «Эксперт РА»

«Ожидаем постепенного роста спроса на оперативный лизинг автопарков»

Андрей Коноплев
генеральный директор ОАО «ВТБ Лизинг»
2445

Объем нового бизнеса в лизинге сократился на 3%, свидетельствуют результаты проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА» исследования «Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2013 года» (публиковалось на Банки.ру в версии журнала «Эксперт»). Наибольший спад пришелся на сделки финансового лизинга, в то время как в сегменте оперативного лизинга отмечен почти двукратный рост.

Оценить перспективы развития оперативного лизинга в РФ и ответить на другие вопросы, связанные с текущей ситуацией на рынке, агентство «Эксперт РА» попросило топ-менеджеров крупнейших лизинговых компаний. Одним из партнеров исследования стал генеральный директор ОАО «ВТБ Лизинг» Андрей КОНОПЛЕВ.

— Какие значимые события произошли на рынке за девять месяцев 2013 года?

— В 2013 году наблюдается снижение темпов роста нового бизнеса, при этом следует отметить поддержание на высоком уровне спроса на лизинг авиатранспорта и нефте- и газодобывающего оборудования. Рынок лизинга автотранспортных средств также показывает рост в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, на фоне общего падения автомобильного рынка в 2013 году.

— Как за последний год изменились для вашей компании ставки по заемным ресурсам? Какова на 1 октября 2013 года средневзвешенная ставка по привлеченным кредитам?

— В 2013 году мы привлекали и краткосрочные, и долгосрочные заемные средства от нескольких банков. По результатам пройденного периода средневзвешенная ставка существенно не изменилась и сохранилась на уровне прошлого года.

— Как, на ваш взгляд, развивается сегодня оперативный лизинг: активно, умеренно или недостаточно быстро? Как вы оцениваете спрос на него со стороны клиентов?

— На наш взгляд, оперативный лизинг развивается умеренными темпами. Темпы роста оперативного лизинга зависят от вида имущества, передаваемого в аренду. Мы ожидаем постепенного увеличения спроса на аренду легкового автотранспорта и сохранения на текущем уровне спроса на аренду железнодорожного транспорта и оборудования.

— Какие факторы мешают развитию оперативного лизинга?

— В сегменте автотранспорта большой потенциал роста спроса именно у отечественных крупных компаний, но сформированная ремонтная база и наличие автотранспортных предприятий в структуре холдингов существенно замедляют процесс перехода на оперативный лизинг. Также низкое качество сервисного обслуживания, топлива, дорог и отсутствие цивилизованного рынка б/у техники приводят к увеличению рисков арендодателя и, как следствие, к повышению стоимости оперативного лизинга.

— Какие факторы способствуют росту оперативного лизинга?

— На текущий момент спрос на лизинговые услуги падает, что связано с общей нестабильной ситуацией в экономике и умеренной осмотрительностью предприятий в наращивании инвестиционного долга. В оперативный лизинг, как правило, передается имущество, которое уже находится в собственности лизинговой компании, что позволяет обеспечить лизингополучателя требуемым имуществом в короткие сроки, в том числе технически сложным имуществом. Оперативный лизинг автопарков является удобной формой эксплуатации офисного и представительского транспорта для корпоративных клиентов.

— Станет ли оперативный лизинг массовым и если да, то в какой временной перспективе?

— Оперативный лизинг может стать массовым при условии предложения других удобных для лизингополучателя условий и технических компетенций, то есть при развитии программ лизинговых компаний по технической поддержке / оперативному ремонту лизингового имущества или для автотранспорта, например, при развитии программ помощи на дорогах, оперативной замены при ремонте и так далее. Повышение удобства получателя при оперативном лизинге может стать фактором увеличения спроса. В ближайшей перспективе на российском рынке спрос на оперативный лизинг ожидается на текущем уровне.

— Планирует ли ваша компания развивать оперативный лизинг в ближайший год-два?

— Мы развиваем направление оперативного лизинга последние несколько лет и в ближайшие годы планируем сохранение текущего арендного портфеля, в том числе за счет оперативного лизинга автотранспортных средств.

— В каких сегментах, на ваш взгляд, оперативный лизинг недостаточно развит, но имеет потенциал развития?

— Оперативный лизинг автотранспортных средств достаточно слабо развит на российском рынке, и, на наш взгляд, спрос на данную услугу имеет потенциал роста, например, в сегменте легкового автотранспорта.

— Заключала ли ваша компания сделки возвратного лизинга в 2013 году? Отмечаете ли вы повышение спроса на него и ожидаете ли его роста в 2014 году?

— С нашей точки зрения, спрос на возвратный лизинг в 2013 году остался на прежнем уровне, и мы не ожидаем значительного увеличения данных сделок в нашем портфеле.

— Работает ли ваша компания с региональными программами поддержки МСП (подразумеваются бюджеты и гарантийные фонды)? В каких регионах? Отметьте основные положительные моменты и сложности.

— Начиная с 2013 года компания активно развивает направление лизинга автотранспортных средств и в дальнейшем планирует продолжать развивать данное направление. Подписано соглашение о сотрудничестве с ГБУ «Малый Бизнес Москвы», в рамках которого клиентам ОАО «ВТБ Лизинг» субсидируется часть авансовых платежей.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться лизинговый рынок в 2014 году? Какие сегменты будут драйверами роста?

— С учетом сложной макроэкономической ситуации в мире и в России в 2014 году мы рассчитываем на сохранение текущего уровня лизингового портфеля. С нашей точки зрения, драйверами роста будут сегменты лизинга автотранспортных средств и дорожно-строительной техники, авиализинга, оборудования для нефтегазовой отрасли.

См. также интервью с руководителями «Газпромбанк Лизинга», «Сбербанк Лизинга» и ЛК «Уралсиб»