«Все идет к тому, что вскоре границы между средствами платежа сотрутся»
Фото: PayU

«Все идет к тому, что вскоре границы между средствами платежа сотрутся»

Елена Орлова
председатель правления PayU
6887

С каждым годом объем электронных платежей возрастает, каждый бизнес, представленный в Интернете, стремится внедрить безналичные платежи. Председатель правления компании PayU Елена ОРЛОВА рассказала порталу Банки.ру о том, какие новые виды платежей появятся в России в ближайшие годы.

— Какие услуги предоставляет ваша компания?

— Мы делаем возможным прием интернет-платежей для компаний. Работаем с интернет-сервисами, онлайн-магазинами, агентствами путешествий — всеми, у кого есть необходимость принять платежи в Интернете. Можем принять деньги и за коммунальные услуги. В России, помимо трансакций с банковской карточкой, мы принимаем платежи с помощью интернет-кошельков и различных электронных валют. Сюда же относится платеж с баланса мобильного телефона или банковского счета, к которому есть интернет-доступ. У нас даже есть такой способ оплаты, как платежи в салоне связи «Евросеть» и «Связной» — по сути, офлайновые, но тем не менее ими тоже пользуются многие онлайн-игроки. Они выставляют счет, а клиент идет в салон и там оплачивает. Мы позволяем все это агрегировать. То есть собрать все деньги, поступившие из разных источников, и перевести их магазину в виде единого платежа.

— Какие виды платежей предпочитают жители других стран?

— На самом деле наш рынок довольно сильно отличается от рынков других стран. На наиболее развитых рынках — в Штатах и в Западной Европе — е-коммерс существует давно. Там в основном все платят картой, привязанной к электронному кошельку (не буду его называть — все знают этот бренд), а предоплата на сайте — стандартный способ расчетов. Человек сначала оплачивает покупку картой, а потом сидит дома и ждет курьера либо идет на почту за посылкой.

Несколько отличаются рынки Германии, Скандинавских стран и Восточной Европы. Там не такой высокий процент предоплаты. Например, в Польше ситуация с предоплатой примерно такая же, как в России. То есть далеко не все клиенты рискуют платить за покупку до доставки. Потому в ходу оплата наличными курьеру — cash on delivery. Но если говорить о тех, кто все-таки пользуется предоплатой, карты там не особо популярны — по большей части клиенты платят с банковского счета.

Так уж получилось, что именно в Скандинавии, Германии и Польше банковская система развивалась настолько бурно, что такой функционал они разработали еще до того, как в стране получили широкое распространение карточки. Соответственно, люди привыкли платить со своих банковских счетов. Получив ссылку на оплату, они переходят в личный кабинет и просто нажимают кнопку «оплатить».

— Разве оплата с банковского счета может быть удобной, ведь требуется заполнять множество реквизитов?

— В том-то и дело, что нет. В нашей терминологии это называется e-invoicing — электронное выставление счета в личный кабинет в банке клиента. Данная технология есть и в России, но я бы сказала, что у нас она только зарождается. У нас есть планы по ее ускоренному развитию на российском рынке. Пока не все наши банки готовы к этому, хотя, есть, к примеру, «Альфа-Клик», платежи с которого мы тоже принимаем.

— Как это выглядит для клиента? Чтобы получить счет, ему нужно выбрать свой банк, а их в России сотни!

— Он должен выбрать свой банк, совершенно верно. Конечно, списка из 900 банков там быть не может — никто не дойдет даже до го банка. В Польше это работает, потому что к системе подключено только порядка 20 основных банков. Среди них есть явные лидеры, они в списке стоят на первом месте, остальные — чуть ниже.

Аналогичным образом стоит поступить и в России. Все банки в списке не нужны, достаточно пары десятков самых крупных. Но пока что e-invoicing для нашей страны — дело будущего. К тому же у нас, в отличие от Польши, многие начали пользоваться банковскими картами до того, как обзавелись обычным счетом.

— Какова специфика российского рынка электронных платежей?

— По сравнению с другими рынками, где есть PayU, у нас очень много локальных электронных валют. Когда мы выходили на рынок, с самого сначала взяли в работу основные каналы, которыми люди пользуются для оплаты. У нас пока нет и в ближайшем времени не будет цели интегрироваться со всеми остальными. Наша цель — обеспечить магазину самые популярные способы получения денег со своих покупателей.

Но больше 90% отечественного рынка — это cash on delivery (наличные курьеру, если речь о покупке товаров с доставкой). Не более 10% клиентов совершают предоплату за покупку онлайн в магазинах, где есть физическая доставка. Иная ситуация в сервисах, где нет физической доставки — например, по покупке электронных билетов, платежам за онлайн-услуги, пополнении счета в интернет-игре и так далее. Все эти сервисы оплачиваются исключительно онлайн.

— Как, по вашему мнению, рынок электронных платежей изменится в следующие десять лет?

— Точно что-то спрогнозировать на такой срок невозможно, зато можно помечтать. Например, все идет к тому, что вскоре сотрутся границы между средствами платежа. Одним кошельком можно будет пополнить другой, с третьего внести на четвертый и так далее. В итоге у нас будет одна точка входа для всех платежных инструментов. И тогда станет совершенно неважно, какие у вас есть платежные инструменты и сколько их.

А вот о том, что именно выступит в роли точки входа, есть много разных мнений. На данный момент наиболее вероятный вариант — мобильный телефон. Платить с помощью телефона уже сейчас удобно и быстро. Например, в Польше у нашей компании есть решение PayU Express, оно позволяет с телефона заплатить не только в Интернете, но и в обычном магазине. Для Польши это очень хорошо, поскольку, как я уже мы говорила, там почти никто не платит картой: пришел в магазин, достал телефон и спокойно оплатил покупки с банковского счета. Это уже небольшой шаг в будущее, туда, где одно устройство даст доступ ко всему на свете.

Беседовал Михаил ДЬЯКОВ, Banki.ru