Алексей Симановский: «Банкам придется объяснить свои действия»

Алексей Симановский: «Банкам придется объяснить свои действия»

2321

 

Директор Департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский рассказал корреспонденту «ИП», как вести себя потребителям, если банки отказываются предоставлять интересующую информацию по кредиту.

В чем смысл совместных «Рекомендаций…» ФАС и ЦБ?

Этот документ определяет основы раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов. Он носит рекомендательный, а не нормативный характер. Однако несмотря на это Банк России считает необходимым и важным доведение «Рекомендаций…«до сведения как банков, так и их клиентов. Мы считаем, что использование «Рекомендаций…» в работе банков сформирует более полное представление об их услугах и повысит доверие населения к кредитным организациям.

Вы настоятельно рекомендуете банкам использовать формы, предложенные ФАС и ЦБ, или возможны варианты?

Надо иметь в виду, что информацию, аналогичную указанной в «Рекомендациях…», банки могут доводить до потребителей в другой, отличной от рекомендованной, форме. Главное — чтобы сообщаемые банками сведения об условиях потребительского кредитования, совокупной величине расходов заемщика с учетом не только процентной ставки, но и всех дополнительных комиссий и платежей, были достоверными, исчерпывающими и понятными не только специалистам, но и рядовым потребителям.

Куда жаловаться потребителю, если банк не раскрывает рекомендованную Банком России и ФАС информацию?

Банк России не организовывал работу специализированной горячей телефонной линии по вопросам раскрытия данной информации. Но в случае необходимости клиент, не получивший у сотрудников банка ответов на возникшие вопросы, может обратиться в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью соответствующего банка или его филиала. Адреса и телефоны можно найти на сайте Банка России (www.cbr.ru) либо уточнить в банке, куда потребитель обратился за получением кредита. И еще один совет: если банк не раскрывает рекомендованную Федеральной антимонопольной службой и Банком России информацию, потребителю следует задуматься о целесообразности заключения сделки с такой кредитной организацией.

Какие последствия для банков могут иметь жалобы клиентов?

Учитывая, что совместное письмо ФАС и Банка России носит лишь рекомендательный характер, при несоблюдении этих стандартов раскрытия информации кредитными организациями применение к ним санкций не предусматривается. Однако при осуществлении надзора Банк России использует любую доступную информацию, в том числе рассматривает и учитывает все поступающие в его адрес жалобы клиентов. Как правило, кредитным организациям предлагается объяснить свои действия и обратить внимание на необходимость улучшения качества работы с клиентами, в том числе и в области предоставления потребительских кредитов.

Как вы используете полученную от потребителей информацию о том, что банки не следуют вашим рекомендациям?

Мы используем ее при планировании и проведении инспекционных проверок работы банков на местах, а также при принятии решений по вопросам, связанным с деятельностью банков. Хочу заметить, что Банк России не рассматривает споры между банком и его клиентами, в том числе в связи с предоставлением потребительских кредитов. У нас нет такого права. Рассмотрением этих споров занимаются суды. Тем не менее о проблемах граждан мы знаем. Представители ЦБ, например, принимают участие в рассмотрении уполномоченными органами государственной власти, в частности ФАС, жалоб граждан по поводу условий предоставления потребительских кредитов банками.

Когда, по вашим прогнозам, «Рекомендации…» станут для банков обязательными к исполнению?

Не думаю, что это произойдет в ближайшие год-два.

Варвара ИНОЗЕМЦЕВА