Анатолий Волошин: «Бизнес стоит гораздо дороже в лояльной среде»

Анатолий Волошин: «Бизнес стоит гораздо дороже в лояльной среде»

2001

О социальной ответственности бизнеса перед обществом впервые заговорили несколько лет назад. Но до практики дело, по сути, так и не дошло. К примеру, социальные отчеты, столь широко распространенные на Западе, у нас делают, если верить доступным источникам, всего два банка. О том, что такое «социальная ответственность банка», председатель правления ФИА-Банка Анатолий ВОЛОШИН рассказал в интервью «Национальному банковскому журналу».

Анатолий Парфирьевич, что заставило ФИА-Банк сделать первый социальный отчет (за 2003 год)? Каковы причины, а главное — преследуемые цели?

До того как был принят Закон о страховании вкладов, до того как люди научились оценивать состояние банка, до того как в России в банковской системе появилась какая-то стабильность, банку клиенты просто доверяли. Есть доверие — есть клиент, нет доверия — нет клиента. Все строилось именно на этом. Когда мы рассматривали стратегическое развитие ФИА-Банка, всегда думали, что можно развесить по всему городу перетяжки, плакаты, во всех газетах напечатать, что мы — лучший банк, и потратить массу денег на это. Но такая реклама хороша для продажи бытовой техники или автомобилей, т. е. для продажи товаров или услуг. Для банка важно доверие, важен имидж, а не реклама продуктов. Поэтому для себя мы выбрали путь не «наружной рекламы», а путь социальных действий, которые ведут к созданию имиджа банка.

И еще. Бизнес всегда стоит гораздо дороже в лояльной среде, чем в агрессивной. Другими словами, если процветают наркомания, алкоголизм и отсутствует забота о людях, то бизнес в такой среде будет стоить меньше. Если же бизнес находится в среде, в которой олимпийские чемпионы, артисты, пенсионеры и ветераны войны живут достойно, то он стоит всегда на несколько порядков дороже.

Понятно, что если ты один пытаешься решить проблему, то это невозможно сделать одному предприятию или банку. Для начала нужно наладить процесс вовлечения в такую социальную деятельность остальных. Развивая имидж через социальную ответственность, мы пришли к тому, что сами призываем все банки и предприятия к этому. Одной достаточно яркой формой преподнесения социальной ответственности и стало написание социального отчета. Городской Стратегический Совет, который создан всего лишь год назад в г. Тольятти и состоит из самых крупных налогоплательщиков и работодателей города, в этом году принял решение о том, чтобы выпуск социального отчета стал нормой для градообразующих предприятий.

Не могли бы вы в нескольких словах охарактеризовать суть самого отчета, его главные параметры? И кто из аудиторов помогал его составлять?

Суть первого отчета заключается в том, что, во-первых, мы изложили свой взгляд на социальную ответственность. Во-вторых, мы показали методы работы в обеспечении социальной ответственности, включая методы работы социально ответственного предприятия, формы этой работы, принципы и философию. Представили также свое понимание социальной ответственности и попытались заложить определенные стандарты социальной отчетности.

Мы изложили в этом отчете все те программы, которые были проведены в городе Тольятти за последние семь лет развития банка, отразили все это и предъявили результаты.

С одной стороны, социальная ответственность — честное отношение к государству, уплата налогов, достойное отношение к коллективу. Мы попытались изложить именно эти формы в нашем первом социальном отчете, т. е. то, каких результатов достиг коллектив, что он получает, что получает город, страна. Аудиторская проверка социального отчета не проводилась, но в этом году мы сами создали Комитет по социальной ответственности, состоящий из представителей Совета директоров и менеджмента банка. Этот комитет подтверждает то, что все представленное в отчете отражено достоверно.

Можно ли уже сегодня говорить о влиянии социальной отчетности на бизнес ФИА-Банка? Если нет, то каковы ожидания такого влияния?

Говорить, конечно, можно как о благотворительности, социальной ответственности, так и об их влиянии на бизнес. В День города на приеме у мэра, который проводится ежегодно вот уже пятый раз, вручаются премии победителям городского конкурса «Благотворитель года». ФИА-Банк в этом году в четвертый раз стал победителем. Воздействие на бизнес очевидно. К примеру, даже этот один факт дает колоссальнейшее воздействие на юридических и физических лиц, которые уважают прозрачность, открытость и социальную ответственность банка. Это тоже развивает доверие. На сегодня лозунг ФИА-Банка — «Мы развиваемся, делая добро». Он настолько эффективно воздействует, что слово «добро» ассоциируется с банком. И это нормально.

В прошлом году в аналитической газете «Понедельник» был проведен опрос об узнаваемости банков в Тольятти. Сам опрос был поразителен для многих, потому что оказалось, что первое место занял Сбербанк, второе — АвтоВАЗбанк, а третье — ФИА-Банк. Хотелось бы отметить, что банков в нашем городе больше 40. Но удивительным оказалось следующее: социологический опрос проводился среди двух групп людей — моложе 25 и старше 25 лет. Люди старше 25 лет распределили Сбербанк, АвтоВАЗбанк и ФИА-Банк на первое, второе и третье места соответственно. Люди моложе 25 лет на первое место поставили ФИА-Банк, причем с достаточно большим отрывом от Сбербанка. Мы понимаем, что чем дальше мы идем, тем больше шансов, что нас будут узнавать всегда как первых. То есть если в прошлом году это были 25-летние люди, то в этом году им 26, а в следующем будет 27 лет.

Каково будущее социальных банковских отчетов в России?

Исходя из экономических предпосылок, которые сделаны, не все банки России решили вступать в систему страхования вкладов. Около 400 банков вообще не вступили в эту систему. Можно предполагать, что у них какие-то свои цели, свои задачи и они не хотят становиться прозрачными. Для них понятия «социальная отчетность» не было, нет и не будет никогда. Социальная отчетность подразумевает определенную прозрачность ведения бизнеса. Нужно показывать, что мы — лучшие, честные, что мы не уводим прибыль, платим налоги, развиваем науку, культуру, технику, спорт, потому что это все делаем именно мы. Социальные отчеты должны присутствовать в качестве атрибутов веры и обязаны появиться в российской практике.

Каково, по вашему мнению, четкое и емкое определение социальной ответственности банковского бизнеса вообще и на примере ФИА-Банка?

Рассмотрим три грани жизни: это отношения с властью и государством, это отношения с обществом и это отношения с коллективом. Вот эти отношения должны быть построены так, чтобы все понимали, что они честные и открытые. Отношения должны быть прозрачными, с одной стороны, а с другой — они должны подразумевать под собой ответственность за то, чтобы каждая из этих ветвей могла достойно жить, развиваться в равной степени. Социальная ответственность это приведение к системе равновесного состояния бизнеса, общества, власти и коллектива.

Андрей ЧЕРЕПАНОВ