«Мы не станем приложением, заточенным под один банк»
Фото: uBank

«Мы не станем приложением, заточенным под один банк»

Лаура Ашижева
генеральный директор универсального платежного сервиса UBANK
9792 7

На рынке появляется все больше сервисов, стремящихся заработать на том, чтобы сделать платежи удобнее и проще для клиента. Генеральный директор платежного сервиса UBANK Лаура АШИЖЕВА рассказала порталу Банки.ру, в чем суть работы современного платежного сервиса.

– В чем суть вашего сервиса, для чего нужен UBANK?

– Это мобильный кошелек, с помощью которого пользователи оплачивают любые услуги, такие как телефон, Интернет, телевидение, кредиты (они сейчас очень популярны), штрафы. Идея в том, что пользователь может привязать неограниченное количество карт разных банков или пополнить кошелек наличными средствами и спокойно оплачивать любой сервис. Можно сказать, мы платежный интегратор.

– У меня, допустим, карты трех банков (нормальная ситуация сейчас) и есть приложения мобильного банкинга. Каждое из них предлагает довольно обширный набор платежных опций. Зачем мне может понадобиться UBANK?

– Практически все такие приложения платные. Плата может быть скрытой, но она всегда есть. Далее как минимум нужно помнить пароли для каждого приложения. Плюс список получателей платежей во всех приложениях разный, и не всегда он достаточно обширен. Не говоря уже о том, что не у всех банков вообще есть мобильные приложения.

Наша задача предоставить качественный сервис пользователю, а какими банками и картами пользоваться – это выбор человека. Вы можете подсоединить все свои три карты к UBANK и оплачивать любые сервисы.

– На каких платформах работает UBANK?

– Android, iOS, WindowsPhone. Кстати, UBANK предустанавливается на устройства некоторых производителей, например Fly.

UBANK существует уже больше года. Куда вы собираетесь двигаться, что намерены доработать?

– Мы активно дорабатываем само приложение. Наша главная задача – упрощение интерфейса и повышение удобства пользователя, чтобы к любой функции обеспечивался быстрый доступ, чтобы клиент мог быстро понять, как чем воспользоваться в приложении. Эта работа началась несколько месяцев назад, и пользователи уже успели оценить многие интересные новинки. К примеру, мы упростили вход в приложение, теперь нет необходимости запоминать сложный пароль. Для доступа используется код из четырех цифр. Мы вынесли на главный экран привязку карты. Там же пользователь может видеть все свои привязанные карты.

Мы заинтересованы в развитии социальности сервиса и уже многое сделали в этом направлении. Теперь пользователи могут делить совместные расходы – например, когда нужно собрать деньги на общий подарок или вернуть деньги другу, который заплатил за всех карточкой в кафе.

Также думаем над кастомизируемостью приложения. Уже сейчас можно добавлять избранные платежи.

– Планируете ли вы вводить NFC-платежи и если да, то в каком виде?

– Мы заинтересованы в том, чтобы с помощью UBANK можно было расплачиваться в тех местах, где будет работать NFC. На данный момент эта технология используется не слишком масштабно, но я думаю, что в ближайшее время NFC будет более популярным в России. Возможность бесконтактных платежей появится у нас в следующем году.

– В начале года вы объявляли о сотрудничестве с украинским ПриватБанком. В каком состоянии ваш совместный проект, ведь этот банк по известным причинам больше не работает в России?

– Для нас на самом деле ничего не изменилось, потому что мы не рассматривали сотрудничество с «Приватом» как единственный или даже как основной вариант. Для нас, скорее, это был такой пилотный проект. Таким образом мы отработали возможность интегрироваться с любыми банками. Поэтому теперь технологически готовы и сейчас общаемся с разными банками.

Наша позиция тверда: UBANK не станет приложением, заточенным под один банк. Наши пользователи, как и прежде, будут иметь возможность привязывать к своему счету несколько карт разных банков и выбирать, чем расплачиваться. Мы останемся универсальным платежным решением.

– Какова модель монетизации вашего сервиса?

– Традиционная модель монетизации для мобильных и интернет-кошельков — это комиссии с операций. Есть такие понятия, как «верхняя» и «нижняя» комиссия. Нижняя – та, которую платят организации, получающие через кошелек плату за свои услуги, а верхняя – та, которую кошелек получает от пользователя.

Сервисы по приему платежей последнее время вынуждены вводить и увеличивать размер верхней комиссии, пытаясь зарабатывать на пользователях. Разумеется, это вызывает негативную реакцию пользователей.

Сейчас мы тестируем несколько уникальных способов монетизации. Они более эффективны, чем традиционные методы интернет-кошельков и платежных систем, при этом не нарушают динамику роста и развития сервиса, а главное, не снижают уровень лояльности пользователей.

– Но вы все-таки тяготеете в сторону верхних или нижних комиссий?

– Вообще, мы точно не хотим верхних комиссий, чтобы пользователь что-то платил.

– Как на ваш сервис повлияло принятие 110-ФЗ, ограничивающего денежные переводы неидентифицированного физического лица другому физическому лицу?

– Были отключены некоторые функции, которые не соответствуют положениям закона. Речь идет в основном о запрете переводов средств между анонимными счетами. Но так вышло, что закон принес нашим пользователям и новые возможности. К примеру, мы решили сделать возможность оплачивать общие счета еще более удобной для пользователей. Эта функция была основана на внутренних переводах между пользователями UBANK. Представьте, что я оплачиваю наш совместный обед в кафе и хочу, чтобы вы мне вернули деньги. Для этого я выставляю вам счет. В ближайшее время мы выпустим эту функцию в обновленном варианте, с расширенными возможностями для пользователей.

Также мы временно отключили некоторые другие функции, например внутренние переводы от одного анонимного пользователя другому, переводы в другие платежные системы. Все остальное можно делать беспрепятственно, оставаясь неидентифицированным пользователем, – оплачивать штрафы и счета ЖКХ, погашать кредиты и т. д.

– Планируете ли ввести процедуру упрощенной идентификации в своем приложении?

– Проблема в том, что закон принят, а принципы и механизмы идентификации совершенно не проработаны. Не определено ведомство, куда все эти данные будут передаваться. Не ясно даже, как заставить платежную систему или терминал различить оплату по кредиту или анонимный перевод на расчетный счет, который делать запрещено. Сейчас игроки рынка вместе пытаются выработать подходы к идентификации. Думаю, на какой-то стадии к процессу подключится и государство.

Также как у всех, у нас нет никакого механизма проверки данных для идентификации пользователя и передачи регулятору. Мы сейчас делаем то, что делают все, – храним эти данные. Ждем, когда будут уточнения со стороны государства.

– В названии вашего продукта есть слово Bank, что порождает четкие ассоциации. Вы не собираетесь выпускать собственные платежные карты, как это делают Rocketbank и Instabank, которые тоже не банки?

– У них немного другая система. Нам говорить об этом пока рано. Но все может быть.

Беседовал Михаил ДЬЯКОВ, Banki.ru