«Перспективы открывает реализация масштабных инфраструктурных проектов»
Фото: Эксперт РА

«Перспективы открывает реализация масштабных инфраструктурных проектов»

Дмитрий Ерошок
генеральный директор ЗАО «Сбербанк Лизинг»
2404

Рынок лизинга, как и вся система финансирования, переживает непростые времена и ищет ответы на новые вызовы современной экономики, но тем не менее новые сделки заключаются, и в том числе немалый вклад в рост отечественного бизнеса вносит ЗАО «Сбербанк Лизинг». Об этом заявил в интервью рейтинговому агентству «Эксперт РА» генеральный директор лизинговой компании Дмитрий ЕРОШОК, один из партнеров исследования рынка лизинга за первое полугодие 2014 года.

— Какие значимые события, сделки произошли на рынке в первом полугодии 2014 года и в вашей компании?

— Рынок лизинга, как и вся система финансирования, переживает непростые времена и ищет ответы на новые вызовы современной экономики, но тем не менее новые сделки заключаются, и в том числе немалый вклад в рост отечественного бизнеса вносит ЗАО «Сбербанк Лизинг». С начала года наша компания заключила и реализует такие контракты, как передача более чем 5 тысяч полувагонов для Первой грузовой компании, свыше 1,3 тысячи единиц коммунальной техники для ГБУ «Автомобильные дороги» города Москвы, двух самолетов Ан-148 для авиаперевозчика «Ангара», первого отечественного высокотехнологичного траулера для ООО «Персей-Пелла». Кроме того, мы подписали ряд важных соглашений о сотрудничестве с партнерами, производителями и поставщиками техники, научным сообществом, которые направлены на удовлетворение новых потребностей отечественной экономики.

— Какие тенденции, на ваш взгляд, будут на лизинговом рынке во второй половине 2014 года? Что подтверждает ваши ожидания?

— Во втором полугодии мы не ожидаем существенных перемен в тенденциях, которые прогнозировались ранее. В начале 2014 года многие эксперты говорили о возможном росте рынка в среднем на 5%. Однако сложившаяся на текущий момент макроэкономическая ситуация, по нашим предварительным оценкам, не позволит отечественному рынку удержаться на уровне 2013 года. Мы ожидаем снижения объемов нового бизнеса к концу года не менее чем на 5—10% по сравнению с показателями 2013 года. Структура рынка будет смещена в сторону авиализинга, лизинга коммерческого автотранспорта, специальной техники. При этом сохранение объемов в сегменте, скажем, специальной, коммунальной и дорожно-строительной техники будет возможно только при условии сохранения объемов финансирования в рамках действующих крупных государственных и региональных программ.

Касательно рынка лизинга железнодорожного подвижного состава — восстановления спроса в этом году не ожидается. Даже несмотря на скорое вступление в силу технического регламента Таможенного союза и субсидирование потерь лизинговых компаний при предоставлении скидки на приобретение инновационных вагонов.

Одно из возможных направлений роста связано с реализацией крупных инфраструктурных проектов при государственном участии, в том числе проектов социального характера. Сегодня, в условиях дефицита финансовых ресурсов, региональные власти все чаще прибегают к использованию модели государственно-частного партнерства. С этой точки зрения лизинг как нельзя лучше подходит для осуществления подобного рода проектов. Однако ввиду длительности процесса структурирования сделок такого характера, в 2014 году их доля в объеме нового бизнеса будет не столь существенной. Вместе с тем, если принять во внимание снижающийся экономический эффект лизинговой схемы как таковой и высокую степень конкуренции с аналогичными кредитными продуктами (например, автокредитованием), в ближайшей перспективе наиболее заметная динамика развития просматривается именно в реализации подобного рода проектов.

— Насколько активно ваша компания и клиенты вашей компании работают с гарантийными фондами поддержки предпринимательства?

— Основная цель создания гарантийных фондов — поддержка и развитие малого и среднего бизнеса. «Сбербанк Лизинг» имеет ряд программ лизингового финансирования для клиентов данных сегментов. Мы проанализировали принципы работы гарантийных фондов и выявили, что условия по гарантиям лизинга не всегда отвечают потребностям МСБ. Наша компания проработала этот вопрос с госорганами, изучила представленную статистику по имуществу, для приобретения которого использовались различные формы господдержки, учла положительный опыт работы Сбербанка, и в данный момент мы готовим отдельный продукт, ориентированный на потребности предприятий МСБ с возможностью использования механизма поручительства гарантийных фондов. В 2014 году планируем запустить это предложение в нашей региональной сети и через региональные гарантийные фонды.

— На рынке нередка ситуация возникновения просрочки от лизингополучателей в результате того, что им не поступает оплата от заказчиков-госструктур. Какова доля такой просрочки в портфеле вашей компании?

— Такие ситуации, на наш взгляд, не носят системного характера. Конечно, в портфеле компании есть проекты с субъектами и муниципальными образованиями. Они отличаются длительными сроками реализации — от трех до десяти лет. В подобных сделках по различным причинам вполне вероятны задержки лизинговых платежей. Но компания на постоянной основе осуществляет мониторинг платежеспособности бюджета, принимает своевременные меры и находит возможности по упреждению просрочки. Что касается новых проектов, мы тщательно анализируем бюджет субъекта и программы, в рамках которых будет осуществляться финансирование. Это практически исключает проблему неплатежей в процессе действия договора лизинга. Более того, ЗАО «Сбербанк Лизинг» ведет системную работу с субъектами и муниципальными образованиями. Мы анализируем приоритетные программы региона и возможности их реализации, регулярно проводим рабочие встречи с руководителями профильных структур органов исполнительной власти регионов, что дает нам возможность представлять уровень рисков перспективных проектов.

— Каково, на ваш взгляд, будет влияние технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава»), вступающего в силу с августа 2014 года, на лизинг ж/д техники, в особенности на лизинг инновационных вагонов? Способны ли государственные льготы на приобретение инновационных вагонов и ТР ТС 001/2011 кардинально повлиять на модернизацию ж/д сегмента?

— Рынок с интересом ждет вступления в силу технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава»). Мы предполагаем, что в условиях действия регламента продлевать ресурс вагонов будет абсолютно невыгодно. Хотя на данный момент и нет четких критериев модернизации подвижного состава, но игроки понимают, что это, вероятнее всего, затраты, вполне сопоставимые с приобретением нового вагона. С учетом данного факта, а также существующего механизма получения субсидии по постановлению правительства РФ от 20 января 2014 года № 41 покупка инновационных вагонов становится интересной, несмотря на их большую (по сравнению с обычными вагонами) стоимость. В ближайшее время можно ожидать некоторого роста производства именно инновационных полувагонов за счет сокращения производства обычных полувагонов. Немаловажным вопросом для операторов здесь будет получение скидки на порожний пробег. Она не столь значительна, но в условиях серьезного снижения ставок и попыток операторов снижать себестоимость перевозок будет приниматься ими во внимание.

Сегодня средний возраст полувагонов, которые в целом не так широко распространены, как другие виды подвижного состава, составляет около 12 лет. Профицит на рынке полувагонов значительный, однако несмотря на то, что в ближайшие два года может быть списано порядка 90 тысяч полувагонов, мы бы не стали говорить о каком-то серьезном процессе по обновлению в части этого вида подвижного состава.

Что касается таких специализированных видов подвижного состава, как зерновозы и платформы, то, безусловно, им требуется серьезная модернизация. И в целом в таких нишевых сегментах возможен спрос.

— Каковы нужды отечественной экономики в лизинге и будущее данного финансового инструмента?

— В условиях замедления темпов роста экономики и ограниченности ресурсов особую роль играет возможность привлечения частных инвестиций и использование альтернативных механизмов инвестирования, одним из которых и является лизинг. В последние несколько лет этот вид финансирования чаще всего использовался для обновления парка автотранспортных средств и самоходных машин, подвижного состава и воздушных судов и в меньшей степени — для модернизации производственного оборудования. Вместе с тем возможности лизинга гораздо шире. Причем как для частного сектора, так и для государственного. Одно из перспективных направлений использования лизинга – реализация крупномасштабных инфраструктурных проектов. На сегодняшний день уже есть положительные примеры использования так называемого «инвестиционного лизинга», при котором лизингодатель принимает на себя дополнительные функции по организации и контролю за ходом работ, связанных с созданием предмета лизинга. Лизингополучатель же получает готовый к эксплуатации объект, с одной стороны, существенно сокращая объем необходимых собственных инвестиций на стадии строительства объекта, с другой стороны, имея возможность частично или полностью компенсировать расходы по уплате лизинговых платежей за счет доходов от эксплуатации объекта.

Либерализация налогообложения за последние несколько лет также способствует развитию лизинга как комплексной услуги, постепенно смещая акценты от простого финансового посредничества к управлению проектом. Однако существенные препятствия на пути развития лизинга создает несовершенство законодательной базы. Например, в законодательстве отсутствует понятие операционного (оперативного) лизинга, который преобладает в европейских странах и планомерно развивается в России. Субсидирование процентной ставки по кредитам для отдельных категорий заемщиков и отраслей ставит лизинг в заведомо худшие условия и также требует внесения соответствующих изменений в законодательство. Эти и другие вопросы требуют скорейшего решения, ведь без них будет крайне непросто использовать все возможности лизинга и обеспечивать таким образом поддержку отечественной экономики, развивать новые инвестиционные и инфраструктурные проекты.