Марк Робинсон: «В России нам пока нечего продавать»
Фото: Эксперт

Марк Робинсон: «В России нам пока нечего продавать»

4546

В конце ноября правительство США пошло на прямую поддержку крупнейшей финансовой корпорации мира — американской Citigroup. Было выделено 306 млрд долларов в виде госгарантий и 20 млрд долларов на покупку почти 8% акций корпорации. С конца прошлого года Citigroup ежеквартально отчитывалась об убытках и списаниях, вызванных финансовым кризисом. Как кризис сказался на бизнесе российского Ситибанка, что будет дальше с бизнесом в России и почему в банке меняется руководство, в интервью «Коммерсанту» рассказал глава Ситибанка Марк РОБИНСОН.

— В пятницу ваш последний рабочий день на посту главы российского Ситибанка. Почему поменялось его руководство? Это связано с мировым финансовым кризисом и проблемами в Citigroup?

— Это абсолютно естественный управленческий процесс, такие изменения происходят и во многих других корпорациях. Я проработал в России четыре года и думал, что пробуду здесь еще несколько лет. Но главе нашего подразделения в Индии предложили перейти на работу в KKR (Kohlberg Kravis Roberts & Co., крупный частный американский инвестиционный фонд.— «Ъ»), поэтому там освободилось место. Было принято решение отправить меня туда. Мне это было тем более интересно, что я начинал свою карьеру в Пакистане. В результате в Москве также освободилось место, на которое направили Зденека Турека. Он очень опытный банкир, до этого он три года работал в Южной Африке, в Йоханнесбурге.

— Когда вы переезжаете в Мумбай?

— Мой преемник приезжает сюда в декабре. Но на это назначение нужно одобрение российского Центрального банка. Кроме того, мне нужно передать ему дела, ему нужно время, чтобы понять, как здесь идет бизнес. В свою очередь, на мое назначение в Индии нужно согласие индийского резервного банка. То есть я перееду в Мумбай не раньше января.

— После недавних террористических актов не опасно ли сейчас ехать в Индию?

— Я не уверен, что могу детально рассказывать об этом, но хочу подчеркнуть, что Citi принимает все необходимые меры по обеспечению безопасности своего персонала. Что касается Индии, я очень рад этому назначению. В Индии Citi является крупнейшим иностранным банком: у нас работает около 13 тыс. сотрудников, и активы превышают $16 млрд. Конечно же, это новый вызов для меня. И дети тоже рады нашему переезду в Индию, хотя, конечно же, мы будем очень скучать по России.

— Руководство Citigroup ранее объявило о намерении продать часть активов, на рынке появлялась информация о планах продажи Smith Barney и даже бизнеса кредитных карт? Планируется ли продажа каких-то активов в России?

— Мы действительно ранее объявляли о намерении оптимизировать бизнес и уже начали реализацию этого процесса, например, продали немецкий бизнес и т. д. Но что касается Smith Barney и бизнеса кредитных карт (речь шла исключительно о североамериканском сегменте этого бизнеса), то это все находится на уровне слухов и спекуляций.

Что касается России, то мы работаем здесь всего 15 лет, наш российский бизнес очень молод. В некоторых странах мира мы работаем уже много лет, там уже выстроена определенная структура бизнеса, и иногда мы можем оптимизировать бизнес, продать ту или иную его часть. В России нам пока нечего продавать, мы только строим здесь наш бизнес.

— На рынке появилась информация о том, что Citigroup совместно с испанскими банками готовит финансирование сделки по покупке ЛУКОЙЛом доли в испанской компании Repsol. Участвует ли в этой сделке российский Ситибанк?

— Мы обычно не разговариваем о каких-то конкретных трансакциях независимо от того, кто является нашим клиентом. Это обычная практика среди банков. Скажу лишь, что ЛУКОЙЛ является одним из наших лучших клиентов в России, с которым у нас давние отношения, и мы очень гордимся этим. Мы поддерживаем здесь отношениями со многими компаниями, которые ведут бизнес за рубежом. Мы предоставляем им доступ на рынок глобального капитала. Сейчас, когда наступили сложные времена, когда движения на рынках стали весьма быстрыми, мы продолжаем оказывать поддержку нашим клиентам, несмотря на то что ситуация на банковском рынке значительно изменилась по сравнению с той, что была всего полгода назад. Даже два месяца назад. Иногда мы осуществляем кредитование при помощи ЗАО КБ «Ситибанк». Когда речь идет о каких-то очень крупных средствах, когда объемы финансирования превышают лимиты, установленные для российского Ситибанка, финансирование проходит при помощи нашей материнской компании.

— А наоборот? Некоторые дочерние компании крупных международных банков предоставляют кредиты своим материнским компаниям для поддержки их ликвидности. За это российские «дочки» иностранных банков получили претензии от властей. Действовал ли Citi подобным образом?

— Что касается требований российского Центрального банка, который хочет быть осведомлен о суммах, которые международные банки размещают за пределами России, хочу подчеркнуть, что у нас как международного банка есть счета за границей, включая счета в нашей материнской компании, но мы не ссужаем деньги нашей материнской компании. Это счет, через который наши клиенты пересылают с нашей помощью суммы в долларах корпорациям в России, так называемый долларовый клиринговый счет, и он не используется для предоставления займов нашей материнской компании. У нас есть счет в долларах США в Ситибанк Нью-Йорк, но это операционный счет. Это составная часть обычной международной банковской деятельности. Такие клиринговые счета обычно краткосрочные. Фактически это овернайт.

— Есть ли у вас какие-то предпочтения в кредитовании крупных клиентов?

— В первую очередь мы руководствуемся кредитоспособностью клиента вне зависимости от того, в какой сфере работает этот клиент. Исходя из особенностей российской экономики, где работают очень крупные компании в нефтяной сфере, энергетической, химической и горнодобывающей, существенная часть нашего бизнеса ведется именно с компаниями, работающими в этих отраслях. Это распространенная практика среди многих других банков, работающих в других странах мира,— все зависит от особенностей экономики каждой конкретной страны. Например, в Австралии значительную часть экономики составляют горнодобывающие компании, в Германии — промышленное производство и т. д.

— Какие антикризисные меры принимает Citi в России? Планируете ли сокращения штата, зарплат?

— Самой главной задачей банка является поддержание ликвидности нашего баланса, сохранение способности быть поставщиком ликвидных средств клиентам. Во-вторых, повышение эффективности нашего бизнеса. Что касается сокращений, мы планируем определенные сокращения, но они будут умеренными. Кроме того, хотелось бы подчеркнуть, что сокращения будут отражать изменения, происходящие на российском рынке. Сейчас сложно сообщить о каких-то конкретных масштабах сокращений. В настоящий момент планов по сокращению зарплат пока нет.

— В последние годы Ситибанк активно наращивал филиальную сеть в России. Планируется ли сокращать ее из-за кризиса по примеру многих банков?

— Сейчас у нас 62 отделения, в декабре мы открываем новый филиал в Уфе. В Москве и Санкт-Петербурге, где у нас находится большинство отделений, мы стараемся делать так, чтобы наши отделения находились в выгодных местах для более эффективного обслуживания большего числа клиентов. Возможно, что в Москве мы закроем в отдельных местах два-три отделения, но одновременно откроем два-три отделения в других районах города. Думаю, что в ближайший год наша сеть будет претерпевать именно такие изменения: несколько будет закрыто, но столько же новых отделений будет открыто.

— Сейчас некоторые российские банки принимают участие в санации других кредитных учреждений, пострадавших от кризиса. Планирует ли Ситибанк участвовать в санации российских банков, покупая проблемные активы?

— Мы всегда наблюдали за возможностями, которые могут быть доступны и интересны с точки зрения развития бизнеса. Но сейчас наши усилия сосредоточены на том, чтобы эффективно вести наш основной бизнес. Никаких конкретных предложений со стороны каких-либо банков, желающих продать свой бизнес, к нам не поступало.

— Согласно отчетности РСБУ, в сентябре ваш банк столкнулся с оттоком вкладов частных лиц в размере 1,2 млрд руб. В октябре объем вкладов сократился еще больше — на 2,9 млрд руб. Как вы объясните этот отток средств из, по сути, американского банка, тем более что большая часть из них была в валюте и, несомненно, переоценивалась положительно из-за роста курса доллара?

— Мы очень внимательно следим за этим процессом. Нет никакого сомнения в том, что Ситибанк, как и другие банки, работающие в России, подвергся воздействию событий на финансовых рынках. Одной из причин является то, что физические и юридические лица переводят свои средства из рублей в доллары, часть из этих долларов население хранит у себя дома. Кроме того, происходит перемещение рублевых средств в крупные банки, находящиеся под контролем российского государства,— ВТБ и Сбербанк. Это происходит не только с нами. Если вы посмотрите на другие крупные банки, вы увидите такую же ситуацию — снятие средств для перевода их в наличность и перемещение средств в государственные банки. Если же говорить о показателях нашего банковского баланса, то весьма значительную долю во флуктуации цифр составляет поведение наших корпоративных клиентов, поскольку в конце отчетных периодов им необходимо осуществлять налоговые и другие выплаты, внутренние трансакции и т. д. В целом тенденция действительно состоит в том, что объем наших депозитов незначительно, но сокращается по вышеперечисленным причинам.

— В этой связи планируете ли вы повышать ставки по вкладам для сохранения старых клиентов и привлечения новых?

— Да, мы будем менять ставки, чтобы отражать изменения, происходящие на российском рынке. Поскольку мы видим, что тенденция последнего времени заключается в повышении ставок по вкладам как физических, так и юридических лиц, мы не останемся в стороне от этой тенденции.

— Участвует ли Ситибанк напрямую в беззалоговых аукционах Банка России или остается игроком межбанковского рынка, получая средства от операторов рынка, а не от ЦБ напрямую?

— Мы не участвовали ни в специальных аукционах Минфина, ни в каких-то специальных кредитованиях ЦБ РФ. Мы участвуем в обычных аукционах репо. Но эти операции мы совершаем уже довольно давно, поэтому наше нынешнее участие в них происходит не по причине кризиса.

— Клиенты российского Ситибанка в последнее время говорят, что банк без уведомления причин сокращает кредитование по кредитным картам. То есть в ряде случаев лимит оказывается меньше того, который был выделен первоначально. Чем вызваны такие действия банка? В отношении каких заемщиков осуществляются эти действия? Зависит ли это от валюты кредита, профессиональной принадлежности, заплаты заемщика, его кредитной активности?

— Мы осуществляем незначительное снижение кредитных линий для клиентов, задерживающих платежи, либо тех, кто не пользовался картой на протяжении последних 12 месяцев. В таких случаях мы считаем предусмотрительным уменьшить кредитные лимиты. Это обычная бизнес-практика и, я бы сказал, хорошая инициатива для индустрии в целом: банки могут сфокусироваться на клиентах, которые наиболее заинтересованы в использовании банковских продуктов.

— Ваши потенциальные клиенты говорят, что сейчас невозможно получить кредит в Ситибанке. Связано ли это с изменением оценки риска клиента? Планируется ли подъем ставок по потребительским кредитам? До каких уровней?

— Мы пересмотрели нашу кредитную политику в свете последних экономических условий, тем не менее мы продолжаем выдавать потребительские кредиты в большинстве сегментов. Мы также активно рекламируем наши потребительские кредиты: на телевидении, в наружной рекламе. Да, мы незначительно подняли ставки по кредитам, что связано с изменением стоимости фондирования, но никаких значительных подъемов или скачков не было.

— Как вы оцениваете действия финансовых властей РФ по стабилизации рынка? Какие еще антикризисные меры могут быть приняты?

— Я считаю, что российские власти действовали очень быстро и очень решительно. При этом государственная помощь была предоставлена в весьма значительном объеме. Теперь задача заключается в том, чтобы должным способом обеспечить выполнение всех этих мер, чтобы успокоить рынок, чтобы показать, каким способом обеспечивается поддержка той или иной компании. Необходимо принимать энергичные меры в области PR. И эти меры сопоставимы с финансовыми мерами, поскольку рынку нужны и ликвидность, и уверенность. Чтобы вселить в людей уверенность, нужно объяснять, как и почему принимаются те или иные меры, показывать, как эти меры работают. Реакцию и объем помощи со стороны российских властей можно назвать одними из лучших в мире, и теперь больше внимания, возможно, следовало бы уделить разъяснению общественности своих решений. Вместе с тем не существует какого-то универсального рецепта: в США власти используют один подход, во Франции — другой, в Великобритании — третий. Конечно, есть какие-то общие черты, но всегда надо учитывать особенности каждой конкретной страны.

Робинсон Марк Тимоти

Родился в 1961 году в США. Окончил университет Чикаго, где получил степень MBA. Карьеру в Citigroup начал в 1984 году. В 1985 году был направлен в Пакистан, руководил корпоративным и инвестиционным направлением в пакистанском подразделении группы. С 1988 года трудился в нью-йоркском офисе, занимался банковскими продуктами, связанными с кредитованием, корпоративными финансами и реструктуризацией предприятий. В 1995 году переведен в управление корпоративных финансов группы в Гонконге. В 1997—2002 годах возглавлял венгерский Citibank. С 2002 года руководил турецким Citibank, одновременно курируя деятельность группы в Израиле. В сентябре 2004 года избран президентом российского Citibank, отвечал также за деятельность группы в Казахстане и на Украине. В ноябре 2008 года назначен главным исполнительным директором Citi в Южной Азии с офисом в Мумбае. Под его контролем будут находиться подразделения группы в Индии, Шри-Ланке и Бангладеш. Женат, воспитывает четверых детей.

ЗАО КБ «Ситибанк»

Основан в 1993 году как дочерний банк американской корпорации Citigroup в России. Управляет более 62 отделениями, филиалами и представительствами в 12 городах страны. Банк предоставляет широкий спектр финансовых услуг как ведущим российским компаниям («Газпром», «Северсталь», «Роснефть»), так и частным лицам. Ситибанк обслуживает более 800 тыс. частных и корпоративных клиентов. В банке работают более 3,5 тыс. человек. По данным на 1 октября 2008 года, занимает 19-е место среди российских банков по сумме чистых активов (180,4 млрд руб.). Капитал банка на ту же дату — 16,9 млрд руб. (28-е место). Прибыль за десять месяцев 2008 года — 5,8 млрд руб. Объем вкладов в банке на конец октября 2008 года составлял около 126 млрд руб., объем выданных кредитов — 99,6 млрд руб. В 2007 году международный журнал Global Finance назвал российский Ситибанк «лучшим розничным и корпоративным интернет-банком», а журнал Euromoney — «лучшим банком в направлении private banking по структурированным продуктам».

Интервью взяли Дмитрий ЛАДЫГИН, Евгений ХВОСТИК