«Весь рынок кредитования МСП в последнее время стагнирует»
Фото: МСП Банк

«Весь рынок кредитования МСП в последнее время стагнирует»

Сергей Крюков
председатель правления МСП Банка
88821

Анна Князева: Совсем недавно появилась информация, что Правительство выделило российским регионам почти 17 млрд рублей на поддержку малого и среднего бизнеса. В постановлении сказано, что эти деньги могут распределять как субъекты федеральных, так и муниципальных программ. Я хотела бы перед началом нашей беседы оценить объем рынка кредитования малого и среднего предпринимательства. Как на ваш взгляд можно оценить последние шаги Правительства в этом направлении, и подразумевают ли последние решения нашего кабинета министров только финансирование?

Сергей Крюков: Да, действительно был сделан очередной «подарок» малому и среднему бизнесу, можно даже так сказать. Это было неожиданно – дополнительные средства, которые были выделены в рамках программ поддержки предпринимательства Минэкономразвития. Это программа в виде субсидий, грантов и также мер, направленных на развитие региональных структур поддержки предпринимательства – бизнес-инкубаторы, субсидирование процентной ставки, докапитализация региональных гарантийных фондов. Отрадно, что в дополнение к той сумме, которая приблизительно около 20 млрд в бюджете каждый год закладывается, вот такие дополнительные ресурсы были направлены.
Если говорить об этих мерах поддержки, они, конечно, не только финансовые. Это в виде субсидий в региональные бюджеты, но идет это на кредитование только отчасти. Если мы говорим о субсидиях по процентной ставке или о докапитализации региональных гарантийных фондов, которые выдают поручительства по кредитам малому и среднему бизнесу, то это связано с кредитной поддержкой, которую оказывает МСП Банк по Программе финансовой поддержки. Но одной финансовой поддержкой нельзя ограничиваться. И в том сегменте, с которым мы работаем – это производственники, только финансовой поддержки однозначно недостаточно.

- Но, тем не менее, если мы говорим о деньгах, о финансовых средствах, есть ли у вас какие-то расчеты, есть ли в вашей стратегии конкретные показатели с учетом нынешней непростой ситуации на конец года, с каким кредитным портфелем вы собираетесь выйти?

- Сложный вопрос. Не только в части нашего банка, но и в части рынка кредитования. Наш Аналитический центр сопровождает весь сектор МСП с точки зрения его самочувствия, ожиданий, и рынка кредитований в частности. Если сравнить 2014 год с 2013 годом, уже было падение кредитования сегмента МСП. А если посмотреть на январь 2015 года к январю 2014 года, то вообще падение колоссальное – около 40%. На такой процент снизилось кредитование этого сегмента. Вытекает из этого то, что в рамках всего кредитного портфеля на МСП – около 5 трлн рублей – доля кредитования именно малого и среднего бизнеса за последние два года продолжает снижаться. В лучшие времена – это было два или три года назад – доля кредитования малого и среднего бизнеса в общем объеме кредитования корпоративного сектора достигала 17-18%. Сейчас она продолжает снижаться и по последним нашим данным находится на уровне 12,5-13%. То есть весь рынок кредитования МСП в последнее время стагнирует. Мы видим, что повышение ставок – а мы опять же ведем опрос наших банков-партнеров и смотрим за рынком кредитования и видим, что ввиду последних событий на рынке банки подняли ставки в среднем от 5 до 10% годовых. То есть сейчас рынок кредитования МСП, такой оптимистичный взгляд, составляет около 20 до 22% годовых. То есть это, конечно, запредельная ставка и никто из производственного малого и среднего бизнеса такую ставку выдержать не может.

В отношении портфеля МСП Банка не будет серьезного увеличения, но и снижать объем поддержки мы не собираемся и держимся в цифрах не менее 100 млрд рублей. Сейчас портфель почти 104 млрд рублей.

- Есть определенный план, есть определенная стратегия и выкладки итоговые годовые. Но при этом есть опять же реальная рыночная ситуация, и вы сами упомянули проблемы высокой процентной ставки. Есть ли проблема в этих условиях найти получателя кредита, потому как, насколько я знаю, у вашего банка достаточно жесткие условия для получателей кредитных средств.

- Два важных момента. Первое – в отношении повышения ставки для конечного заемщика по нашей программе. Такого повышения нет, и мы не разрешаем банкам-партнерам повышать ставки по нашей программе, поскольку мы и нашим партнерам не повышаем ставку. Это было нами широко объявлено, и мы подчеркивали этот момент, встречаясь с бизнес-сообществом. Были отдельные нарушения этого порядка, но мы с каждым конкретным банком разбирались и эти нарушения устраняли. И по-прежнему средняя ставка кредитования конечного заемщика по у нас 12,9% годовых.

Что мы предложили в качестве антикризисной меры нашим банкам-партнерам. Если они вынуждены поднимать, а это реально на рынке происходит, процентную ставку по портфелям, сформированным не за счет нашего финансового ресурса, мы банку-партнеру говорим, что если вы по этим начатым инвестиционным проектам вашего бизнеса хотите поднимать процентную ставку, мы вам предложим долгосрочное льготное фондирование. Но только если условия для кредитования бизнеса не будут ухудшаться. Т.е. вы не будете повышать процентную ставку, удлините срок кредитования, или, третий важный момент, измените валюту кредита. Проблема с валютным кредитованием, конечно же, сильно ударила по МСП. Поэтому, если банк перейдет на кредитование в рублях, удлинит срок, и не будет повышать ставку, тогда по этим инвестиционным проектам он от нас получит фондирование. Условное у нас название этого нового продукта — «МСП-Антикризис». Он направлен на то, чтобы в рамках программы не было повышения процентной ставки для конечного заемщика.

Но мы говорим об очень узком сегменте кредитования, и наша программа, по разным оценкам, составляет от 1,5 до 2,5% всего рынка кредитования.

- С какими банками-партнерами вы работаете? Сколько их сейчас у вас и какие регионы наиболее активно просят деньги?

- Просят деньги практически все, учитывая, что мы всегда были достаточно небольшим островком долгосрочного приемлемого по стоимости ресурса, то сейчас на фоне общего удорожания всего, конечно же, банки крайне заинтересованы в наших продуктах и мы видим, что в целом, если оценить всю банковскую систему, по нашим критериям в программу проходят около 250 банков. Сейчас по программе работают 124 банка. Потенциально в программу могут и другие банки войти. Мы сейчас видим, что банки, которые раньше отказывались, сейчас к нам пришли за этим ресурсом. Вообще у нас сейчас всего 270 партнеров. Это 124 банка и остальные – так называемые организации инфраструктуры поддержки бизнеса. Прежде всего, это лизинговые компании, центры микрофинансирования, факторинговые компании и региональные фонды.

- Название вашего банка – МСП Банк – ассоциируется, прежде всего, с программой финансовой поддержки предпринимательства. Не ругают ли вас за то, что вы не можете поддержать весь сектор МСП в России.

- Это, во-первых, невозможно сделать с таким нашим объемом. Я говорил, что в целом программа – это всего около 2,5% рынка кредитования, и, потом, просто финансовым ресурсом сектору МСП не помочь. Нужны нефинансовые меры поддержки. Последний наш опрос показал, что почти 60% предпринимателей сейчас такую меру, которая для них необходима с точки зрения государства по улучшению бизнес-климата, это налоговый режим. Только на втором месте доступность финансового ресурса. И понятно, что когда процентные ставки так сильно подпрыгнули по рынку кредитования МСП, естественно, что весь бизнес указывает как одну из таких серьезных мер, которая позволила бы ему выжить, доступность финансового ресурса. Третье, это, конечно, административный барьер и все те вопросы, которые мешают бизнесу, отвлекая достаточно много сил и средств на решение всех текущих вопросов.

- На вашем сайте я увидела информацию о том, что вы теперь занимаетесь рефинансированием кредитом, выданных вашим банком микрофинансовым организациям. Несколько слов об этом, пожалуйста.

- Очень важное направление. Как банки ищут источники ресурса, так и мы ищем источники ресурса для программы. Мы понимаем, что если внимание государства недостаточное, как мы считаем, для такого возвратного кредитования приоритетных сегментов МСП по программе Внешэкономбанка и МСП Банка, то рынок сейчас, можно сказать, закрыт, ставки слишком высоки и, главное, на этом рынке нет долгосрочного ресурса. И раньше мы в какой-то части фондировались на международном рынке капиталов, то и этот рынок сейчас закрылся. Одним из источников финансового ресурса остается Центральный Банк и программа рефинансирования под нерыночные активы. Мы уже несколько лет достаточно хорошо развиваем это направление с Центральным Банком и благодарны за то внимание, которое Центральный Банк к этому продукту оказывает. В частности, когда произошло существенное повышение ключевой ставки Центрального Банка, оно не коснулось повышения ставки по нашей программе. Мы по-прежнему рефинансируем кредиты российским коммерческим банкам в Центральном Банке под 6,5% годовых.

Также можно отметить наше новое направление – это разделение риска конечного заемщика с банком-партнером и прямое кредитование субъектов МСП.

Нам Наблюдательный совет поручил проработать этот вопрос, провести ряд пилотных сделок, и мы заключили первое соглашение по прямому кредитованию субъекта МСП – это географическая компания. Небольшая сделка, но для нас важен не размер, а именно технология проведения такого рода операций. И мы считаем, что в том узком сегменте, в котором мы работаем, нельзя не использовать никаких инструментов, в частности, прямое кредитование тоже должно присутствовать в наших кредитных продуктах.

Мы принятие прямого риска начали уже с прошлого года, когда запустили гарантийную программу. Там тоже мы берем риск конечного среднего бизнеса, выдавая гарантию перед коммерческим банком. Это в продолжение этого направления мы развиваем, мы развиваем его и считаем, что такая мера дополнит палитру наших кредитных продуктов.

- Вы упомянули о том, что очень важно придерживаться стратегии, когда поддержка малому и среднему бизнесу с разных точек зрения оказывается, и привели несколько конкретных примеров. Для того, чтобы эти примеры были из реальной жизни, нужно знать реальные цифры и реальные факты. На мой взгляд, у нас очень часто управленческие решения принимаются исходя из бумажной написанной, нарисованной статистики. Возможно, я ошибаюсь. Тогда, пожалуйста, меня поправьте.

- К сожалению, есть такая проблема. Если вернуться на несколько лет назад, когда мы поняли, что ресурса государства на весь сегмент МСП не достаточно и нужно концентрироваться только на приоритетных направлениях, это как кончик тонко отточенного карандаша. И выбор должен пасть на тот сегмент, который действительно востребует этот долгосрочный финансовый ресурс для инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса. И мы начали смотреть статистику. Это и РОССТАТ и другие информационные каналы. Мы поняли, что достоверной статистики по сегменту МСП в стране нет. Мы поэтому решили, что создадим Аналитический центр, задачей которого будет аккумулирование различных источников информации. Мы вошли во взаимоотношения с общественными организациями бизнеса, среди них есть такие развитые с точки зрения регионов и регионального присутствия такие организации как «ОПОРА», которая имеет региональные представительства, Торгово-промышленная палата вообще имеет около 200 точек присутствия. Мы вошли в прямой контакт с региональными администрациями, поскольку у нас предусмотрено по соглашениям о поддержке малого и среднего предпринимательства в том или ином регионе, в том числе информационный обмен.
Конечно же, РОССТАТ продолжает быть одним из основных наших каналов, статистика ЦБ. Мы ее вынужденно корректируем, т.к. ряд банков, особенно крупных, в своей кредитной политике не всегда соответствуют тем критериям отнесения к малому и среднему, которые по 209-ФЗ. Даже нам об этом сами банки говорили, они ведут управленческий учет и официальный.

- Двойная бухгалтерия.

- Да, но в этом нет ничего плохого. Банку нужно время, чтобы перестроить свою кредитную политику на те или иные государственные рельсы. Но это очень сильно все искажает. Мы об этом знаем. Приходим на какой-то форум, и там звучат цифры: «в соответствии со статистикой ЦБ, кредитование сегмента МСП производит по таким ставкам…». Но сама же «ОПОРА» или другие организации бизнеса сами говорят, что никогда не видели таких ставок в реальности. А они получаются из такой статистики… Это как раз то, о чем вы говорите: как делать вывод, высокая или низкая ставка кредитования. Нужно иметь достоверную статистическую информацию именно по тому сегменту, который анализируется. И если в этом сегменте, скажем, в сегмент среднего бизнеса попадают крупные компании, или в сегмент малого – средние, а это как раз и получается, когда кредитная политика того или иного банка по-разному сегментирует эти направления. Тогда искажается та цифра, которая получается в рамках данного расчета. Мы поняли, что можно получить более-менее достоверную информацию, сопоставляя различные каналы информации. Именно для этого мы ведем свою статистику всех этих направлений для того, чтобы корректировать те продукты, которые предлагаем по программе МСП Банка.

- И все же государство тоже ведет свою статистику, и Правительство сверху наблюдает за процессами. Я хотела бы затронуть может быть не очень приятную, но важную тему реформ, о которых говорят сейчас в финансовых кругах. У нас вообще последние годы характеризуются реформами. И Академия Наук реформировалась и образование, здравоохранение. Стоит ли каких-то изменений ждать в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства. Может быть, какой-то революции. Как известно, этой революцией отчасти стало появление Агентства кредитных гарантий.

- Мы предупреждали, что не надо этих революций. И если говорить о появлении этого агентства, то это, наверное, не та революция, которая была нужна. В чем реально нужна революция – это в методах работы и в аккумулировании различных инструментов работы под конкретную политику. Сам бизнес ведь очень неоднородный и, если мы говорим о массовом малом и среднем бизнесе, ему нужна, прежде всего, мера нефинансовой поддержки. Надо оценить уровень налоговой нагрузки. При ближайшем рассмотрении, это выяснилось в ходе последних инициатив, которые бизнес выдвигал в ходе антикризисных планов правительства, то, что эта нагрузка чрезмерна. И она не ограничивается чисто налоговыми платежами. А там много квазиналоговых платежей и сборов. Оценить это воздействие, принять эту политику и под нее выстроить скоординированные меры поддержки – и финансовой и нефинансовой, взаимодополняя их. И вот тогда будет этот результат. Но это, однозначно, должна быть не революция. И она, конечно же, должна затрагивать не только институты по поддержке малого и среднего предпринимательства, но вообще в целом институты государства.

- Может ли одной из мер поддержки стать расширение доступа малых и средних предприятий к госзакупкам?

- Это очень интересное направление. Анализ текущей ситуации очень хорошо характеризует Игорь Артемьев, который на одной из последних правительственных комиссий по малому и среднему бизнесу у Игоря Ивановича Шувалова сказал, что вот хорошо бы «проползти» эту цепочку от крупного предприятия до конечного получателя этого заказа из так называемых МСП. Кто это? Пока мы не видели, чтобы кто-то «прополз» эту цепочку, сделал всеобъемлющий анализ и показал, какова сейчас реальная доля малого и среднего предпринимательства в госзакупках.

- Но декларируется же 10%.

- Мы даже видели и больше. Некоторые госмонополии сказали, что они уже и вообще 15% порог превзошли. Наши оценки, и они, что нас обрадовало, почти совпали с экспертными оценками самого бизнеса, показывают, что сейчас реальная доля МСП в госзакупках не превышает 2%.

- Маловато.

- Мало. И это связано и с тем, что очень тяжело рыночной компании МСП попасть в госзакупки. И также с тем, что самим компаниям нужно расти…

- И соответствовать неким условиям.

- Да, соответствовать тем условиям закупок…

- Я бы даже сказала, их продукции соответствовать.

- Конечно, а продукция – это технологии, квалифицированный персонал и годы. Ведь нужно какое-то время, чтобы это все состоялось. Но мы считаем правильно, чем раньше начать процесс, тем это лучше. И говоря, скажем, о регионах, мы имеем ряд положительных примеров, в частности, недавно был с визитом в Вологодской области. Там есть специальный портал, организованный правительством Вологодской области, на котором госкомпании, даже те, которые не обязаны это делать, крупные компании размещают вот эти заказы. Все в широком доступе, предприниматели могут это увидеть, воспользоваться. Такие инициативы, я считаю, абсолютно оправданы. Надо шаг за шагом постепенно к этому двигаться. Тогда, конечно, это очень хороший канал получения ресурсов малым и средним бизнесом. Несоизмеримо больший, чем просто финансирование через кредитную поддержку или через какую еще.

- Ситуация сложная, явно непростая. Вопросов много по поводу нашего будущего и все же, я жду под занавес нашей беседы от вас некоего рецепта счастья для сферы МСП, и чем займется МСП Банк как носитель счастья для малого и среднего бизнеса в России.

- Нам бы, конечно, хотелось, чтобы любые реформы, которые в этой сфере будут происходить, прежде всего, опирались на квалифицированную оценку текущей ситуации и также на накопленный опыт и технологии работы в этом направлении. Наш банк работал и продолжает работать с очень узким сегментом предпринимательства – производственниками. И в этом направлении очень хороший опыт создан, создана квалифицированная клиентская база из числа наших партнеров, причем, абсолютно разнообразных. Причем изначально это были только банки, а сейчас такой продукт как лизинг, микрофинансирование и их сочетания в различных формах очень хорошо помогают именно в развитии такого вида бизнеса.

А весь бизнес требует совершенно иных видов поддержки. Не только финансовой, но и серьезной политики правительства, государства, повернуться лицом к этому малому и среднему бизнесу, который сейчас составляет около 20% ВВП. Мне бы хотелось, чтобы, составляя такую незначительную долю, они получали внимания как ну не менее 50-60%. Получается пока совсем не так.

- Спасибо, большое. Сергей Павлович Крюков, председатель правления МСП Банка был в гостях у «Эха». И мы обсуждали тему, чем государство может помочь малому и среднему бизнесу России.