«Малый бизнес откладывает инвестиционные решения»
Фото: Сбербанк

«Малый бизнес откладывает инвестиционные решения»

Андрей Шаров
вице-президент Сбербанка по малому бизнесу
10992

В условиях финансовой нестабильности кредитные организации ужесточили требования к заемщикам. От недоверия банков особенно пострадал малый бизнес, который традиционно относится к наиболее рисковым секторам кредитования. О том, какую политику по отношению к малому бизнесу ведет крупнейший банк страны и когда присоединится к программе льготного кредитования МСП, порталу Банки.ру рассказал вице-президент Сбербанка по малому бизнесу Андрей ШАРОВ.

– Каковы результаты работы Сбербанка в сегменте малого и среднего бизнеса по итогам первого полугодия, ставшего сложным временем для корпоративного кредитования в России?

– С начала года мы выдали кредитов на 101 миллиард рублей. Конечно, меньше, если сравнивать с 2014 годом, но при этом мы видим значительное увеличение количества клиентов. За полгода у нас открыли счета 130 тысяч новых клиентов.

Если говорить о продуктовой линейке, более 50% кредитного портфеля составляют оборотные кредиты. Очевидно, что малый бизнес откладывает инвестиционные решения. Это серьезный вызов для банка и для экономики.

В ближайшие дни, буквально на этой неделе, запускаем новый продукт «Бизнес-контракт» – это кредитование предприятий малого бизнеса под контракт с крупными компаниями, имеющими кредитный рейтинг в Сбербанке. Под такие контракты мы готовы давать беззалоговые кредиты. Потенциал данного рынка оцениваем в триллионы рублей.

Когда в Сбербанке стартует программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса?

– Сбербанк уже аккредитован для участия в этой программе. Сейчас мы собираем все необходимые документы и планируем запустить ее в начале августа. ЦБ дает банкам льготные деньги сроком на три года, устанавливая ограничения по марже. Объем программы – до 50 миллиардов рублей, так что это будет существенным подспорьем для малого бизнеса.

– Какие сервисы для малого бизнеса планирует развивать банк?

– Есть зоны развития, которым мы уделяем особое внимание. Одна из них – это обучение предпринимателей. С начала года наши программы прошли 40 тысяч предпринимателей. Образование мы считаем возможностью снижения рисков как для банка, так и для бизнесмена. Можно брать залоги, искать поручителей, а можно обучить человека, и он будет грамотно вести бизнес.

После того как человек прошел обучение, ему нужно зарегистрировать компанию. Сейчас совместно с Федеральной налоговой службой готовим онлайн-сервис регистрации юридических лиц. С его помощью можно будет зарегистрировать компанию не выходя из дома. Еще один важный проект, над которым ведется работа, – дистанционное открытие счета. Уже сейчас можно через Интернет зарезервировать счет, но потом все равно необходимо прийти в банк с документами. Мы надеемся, что, если правительство нас поддержит, проект по дистанционному открытию счета будет реализован в следующем году. После этого достаточно будет прийти в удостоверяющий центр, получить электронную подпись, и операции по открытию счета можно будет производить дистанционно.

Мы также развиваем сервисы, которые позволяют генерировать все необходимые для взаимоотношений с банком и контрагентами документы в электронном виде (E-invocing). Уже в ближайшем будущем жизнь наших предпринимателей станет значительно проще, и создать свой бизнес можно будет без лишних организационных издержек.

– Можно ли сказать, какие сегменты малого бизнеса в условиях кризиса более успешны, а какие менее?

– Можно определенно сказать, что достаточно уверенно чувствуют себя предприятия, которые с импорта переориентировались на поставки отечественных продуктов. Соответственно, хуже стали себя чувствовать те, кто занимается импортом, так как из-за ослабления курса рубля покупательная способность населения снизилась. Все хорошо и у предприятий, которые занимаются оказанием услуг в нижнем и в среднем ценовом сегменте. Чего нельзя сказать о тех, кто предлагает услуги в более высокой ценовой категории, например о дорогих кафе и ресторанах. Еще одно наблюдение: в кризис очень хорошо продаются хлебобулочные изделия, и в этой сфере я тоже вижу хорошие возможности для развития.

Успешны малые предприятия, которые занимаются строительством и сельским хозяйством. Одна из задач, которые мы ставим перед собой, – это легализация работающего в этой сфере бизнеса. Мы видим значительный клиентский потенциал в этом сегменте.

Беседовала Анна ПОНОМАРЕВА, Banki.ru