«Перспективный источник инвестиций — азиатские рынки капитала»
Фото: RAEX

«Перспективный источник инвестиций — азиатские рынки капитала»

Владимир Добровольский
заместитель генерального директора ГТЛК по работе с клиентами
8888

На фоне докапитализации Государственной Транспортной Лизинговой Компании с целью продвижения самолетов SSJ 100, а также перераспределения парка ушедшей с рынка авиакомпании «Трансаэро» поддержку рынку лизинга в 2016 году может оказать авиационный сегмент. Причем сама ГТЛК направляет туда не только государственные деньги, но и, например, использует возможности азиатских рынков капитала. Об этом в интервью рейтинговому агентству RAEX («Эксперт РА») рассказал заместитель генерального директора ГТЛК по работе с клиентами Владимир ДОБРОВОЛЬСКИЙ.

— Какие значимые события произошли на рынке в третьем квартале 2015 года?

— Крупными событиями для компании «ГТЛК» в частности и для всего рынка лизинга в общем стало подписание в рамках авиасалона «МАКС» ряда соглашений об аренде на самолеты SSJ 100. В общей сложности нами были подписаны соглашения об аренде на 105 воздушных судов. Также 23 сентября ПАО «ГТЛК» подписало соглашения с ООО «БФ Танкер», ОАО «Окская судоверфь» и АО «Завод «Красное Сормово», которые предусматривают постройку и поставку семи универсальных судов класса «река-море» проекта RST54 и RST27. В соответствии с подписанными документами будет закуплено пять танкеров у ОАО «Окская судоверфь» и два танкера у завода «Красное Сормово». Лизингополучателем выступает ООО «БФ Танкер». Согласно заключенным соглашениям, поставки кораблей начнутся в 2016 году.

— Как изменился спрос со стороны лизингополучателей в 2015 году? Какие особенности в этом контексте можно выделить в сегменте малых и средних предприятий?

— В сегменте малого и среднего предпринимательства отмечается спрос на подержанные иностранные грузовые и легковые автомобили и спецтехнику, также интерес проявляется к российским новым грузовым авто. В этом контексте предложение и спрос совпадают: лизинговые компании, которые работают в данных сегментах, сейчас основные усилия сосредотачивают не на работе с новой техникой, а на реализации изъятой, бывшей в употреблении техники и работе с дебиторской задолженностью.

— Когда, на ваш взгляд, начнется восстановление рынка?

— Восстановление рынка лизинга начнется только тогда, когда начнет восстанавливаться экономика страны в целом. Этому будут способствовать крупные инфраструктурные проекты, развитие высокотехнологичной производственной базы в различных отраслях экономики.

— Ожидаете ли вы наступления проблем с ликвидностью в результате эффекта «догоняющего НДС»? Какие меры компания предпринимает для снижения такого риска?

— Проблемы с ликвидностью в результате эффекта «догоняющего НДС», действительно, имеют место быть. Если раньше, до кризиса, парк техники обновляли раз в два-три года, то теперь — в пять-шесть лет, причем ориентируются не на новую технику, а на подержанную технику более ранних годов выпуска в хорошем состоянии. В целом обновление идет менее активно. Проблемы с ликвидностью в большей степени характерны для розничных лизинговых компаний, и сейчас важно если уж не наращивать лизинговый портфель (тем более за счет некачественных заемщиков), то хотя бы поддерживать его на стабильном уровне.

— Какие меры компания предприняла либо собирается предпринять в целях сокращения расходов?

— Мы оптимизируем структуру компании исходя в первую очередь из стоящих перед нами задач.

— Отмечает ли компания рост спроса на оперативный лизинг со стороны клиентов со второй половины 2014 года? Какие факторы сегодня мешают, а какие способствуют развитию оперативного лизинга?

— На фоне падения рынка лизинга в целом смещение спроса со стороны финансового лизинга в сторону операционного стало четко прослеживаться с 2014 года, продолжается эта тенденция и сейчас. Происходит это не от хорошей жизни. Проблемы есть как у лизингодателей, так и у лизингополучателей, и чтобы как-то решать эти проблемы, необходимо договариваться, идти навстречу друг другу. Перевод имущества из финансового лизинга в операционный и увеличение спроса на операционный лизинг является одним из путей решения возникших в результате кризиса проблем. Благодаря операционному лизингу лизингополучатели имеют возможность получить во временное пользование дорогостоящую технику, на покупку которой у них нет ни собственных средств, ни доступного кредитования. Развитию операционного лизинга также способствует проблематичность разработки лизингополучателями ближне- и среднесрочных планов развития в текущих непростых экономических условиях.

— С каким видом имущества ваша компания готова в условиях снижения качества клиентов заключать сделки возвратного лизинга? Отмечаете ли вы повышение спроса на него за девять месяцев 2015 года?

— Возвратный лизинг не занимает заметного места ни в деятельности компании «ГТЛК», ни на рынке лизинга в целом. На текущей момент в большинстве своем возвратный лизинг — это рефинансирование долга компании-клиента под залог активов. Роста нового бизнеса для клиентов такие сделки на дают, а позволяют просто закрыть брешь в бюджете. Сделки по возвратному лизингу обоснованны только в редких случаях, например при работе со сложным специфическим оборудованием, когда клиент, беря на себя риски по поставке и монтажу оборудования и имея предварительную договоренность с лизинговой компанией, берет кредит, приобретает данное оборудование, после чего заключается сделка по возвратному лизингу. В таких случаях сделки по возвратному лизингу имеют смысл, но таких прецедентов немного.

— На какие источники фондирования компания планирует опираться?

— Что касается ГТЛК, то мы активно используем возможности привлечения средств на долговых рынках. Так, недавно принято решение о размещении трех выпусков биржевых облигаций общей суммой 12 миллиардов рублей. Размещение облигаций является для компании одним из основных способов фондирования, так как не требует обеспечения по сделке, а также позволяет диверсифицировать источники заимствований. На данный момент в обращении находятся два выпуска облигаций ГТЛК объемом по 5 миллиардов рублей каждый, а также четыре выпуска биржевых облигаций общим объемом 14,5 миллиарда рублей.

Очень важным и перспективным источником привлечения инвестиций являются азиатские рынки капитала. Примером в этом направлении может служить финансирование компанией «ГТЛК» поставки «Аэрофлоту» восьми единиц магистральных судов. Для реализации данной сделки в Промышленном коммерческом банке Китая (ICBC) открыта кредитная линия на 800 миллионов долларов.

Также очень важным для нас стало подписанное в середине октября распоряжение правительства РФ о докапитализации компании «ГТЛК» на 30 миллиардов рублей. Эти деньги будут направлены на продвижение самолета SSJ 100 на российский рынок региональной авиации.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться лизинговый рынок в 2016 году? Какие сегменты будут драйверами роста или окажут поддержку рынку?

— На фоне докапитализации ГТЛК поддержку рынку лизинга может оказать авиационный сегмент. Уход с рынка авиакомпании «Трансаэро» и необходимость сохранения ее маршрутной сети будут способствовать перераспределению ее авиапарка среди других воздушных перевозчиков, в том числе с использованием лизинга. Перспективы есть и у сегмента водного транспорта, в частности, спросом могут пользоваться корабли класса «река-море». На фоне падающего рынка доля сегмента водного транспорта за 2015 год выросла примерно в два раза.