«Обновления требуют столько машин, что автолизинг будет востребован в РФ десятки лет»
Фото: «Европлан»

«Обновления требуют столько машин, что автолизинг будет востребован в РФ десятки лет»

Александр Михайлов
генеральный директор, председатель правления ПАО «Европлан»
2804

Второй кризисный год ознаменовался сокращением российского рынка лизинга примерно на 20%. О «самочувствии» компании «Европлан» в 2015-м и сегодня, ее бизнес-приоритетах в непростых экономических условиях и преимуществах новой структуры собственников рассказал в интервью порталу Банки.ру генеральный директор, председатель правления ПАО «Европлан» Александр МИХАЙЛОВ.

— По данным рейтингового агентства RAEX, в 2014 году, по итогам которого портал Банки.ру уже брал у вас интервью (тогда еще в должности вице-президента «Европлана»), рынок лизинга сократился примерно на 13%, а в 2015-м уменьшение объема нового бизнеса оценено примерно в 20%. Для «Европлана» второй кризисный год (2015-й) был тяжелее или проще предыдущего и как это выразилось в цифрах?

— Да, в 2015 году объем сделок автолизинга в России продолжил падение. Но меньше, чем объем продаж автомобилей. А это стало очень хорошим знаком прохождения минимума. И важную роль в поддержке объемов сыграла государственная программа льготного автолизинга, запущенная Минпромторгом в мае 2015 года, когда стали понятны масштабы кризиса на автомобильном рынке и была осознана важность автолизинга как фактора роста.

Если говорить о «Европлане», то всего в течение 2015 года мы заключили более 15 тысяч договоров лизинга транспорта, различной техники и оборудования на сумму более 24,2 миллиарда рублей. На падающем рынке это достойный показатель. Конечно, объем новых сделок был меньше, чем в 2014 году, когда кризис на автомобильном рынке только начинался, — мы подготовились к снижению перед новым ростом. Финансовые же результаты 2015 года оказались рекордными, порадовав и нас, и акционеров. Чистая прибыль от основной деятельности выросла с 1,62 миллиарда рублей в 2014 году до 1,94 миллиарда в 2015-м, капитал увеличился с 9,93 миллиарда до 10,66 миллиарда.

Поэтому мы гордимся результатами 2015 года — с учетом непростой экономической ситуации, падения продаж автомобилей, сложностей с экономическим ростом «Европлан» показал себя настоящим островком стабильности автолизингового рынка. Это стало результатом многолетней фокусировки на основном направлении бизнеса компании — лизинге ликвидного автотранспорта и техники. «Европлан» не прекращал финансировать своих лизингополучателей, активно участвовал в государственной программе субсидирования, продолжал развивать автолизинг для физических лиц, вышел на биржу. Финансовый результат 2015 года даже превысил прогнозы аналитиков перед IPO.

Результаты первого квартала 2016 года также обнадеживают. Прирост нового бизнеса составил 38%, чистой прибыли — 77%, капитала — 9%.

— Как бы вы могли охарактеризовать текущую ситуацию в вашем профильном сегменте автолизинге?

— Текущая ситуация в сегменте не самая радостная, в 2014—2015 годах несколько лизингодателей даже прекратили деятельность. Тем не менее мы ожидаем постепенного восстановления или как минимум остановки в сокращении рынка автолизинга в 2016 году. Это должно произойти за счет концентрации спроса лизингополучателей на услугах от надежных лизингодателей и роста популярности лизинга как способа приобретения автомобиля. Потенциал российского рынка здесь огромный, нам, как я уже не раз говорил, далеко до европейских показателей популярности лизинга как способа покупки автомобилей и техники.

Мы также возлагаем определенную надежду на лизинг для физических лиц — здесь речь идет уже не о тысячах потенциальных клиентов, как в традиционном лизинге для юридических лиц, а о миллионах покупателей автомобилей по всей стране. Но исключительно тогда, когда этот инструмент будет по достоинству оценен не только бизнесами, но и домохозяйствами.

— Вы упомянули уход ряда лизингодателей с рынка. Расстановка сил в автолизинге сильно изменилась? Насколько высока конкуренция?

— Относительно оценки конкуренции на рынке целесообразно сравнивать динамику бизнеса, скажем, десяти ведущих компаний, которые занимаются автолизингом, за последние десять лет. Десять лет назад в десятке практически не было государственных компаний, а сейчас из пяти ведущих компаний — сразу две государственные. Они действительно являются крупными игроками, но при этом мы с точки зрения именно лизинга автотранспорта выглядим предпочтительней. У нас почти 90% портфеля сфокусировано на этом сегменте, у государственных игроков этот показатель — около 10%. По моему мнению, они берут рынок не путем специализации, а просто за счет действий на более широком фронте и используя более дешевые ресурсы — в конечном итоге налогоплательщиков.

В отличие от них мы удерживаем значительную долю рынка автолизинга именно за счет нашей фокусировки на автомобилях, на профиле и потребностях нашего клиента, которого мы хорошо знаем и понимаем, что ему нужно. То есть нам не приходится разбрасываться — одновременно с автолизингом заниматься лизингом самолетов, железнодорожных вагонов, прокатных станов, доменных печей и прочего. У нас только автолизинг.

— Вы позитивно оценили стартовавшую в 2015 году госпрограмму поддержки автолизинга, действие которой продолжено и в текущем году. Как вы оцениваете ее вклад в показатели вашей компании?

— Это прямая, целевая, работающая программа. Она поддержала сразу несколько рынков — и автомобильный, и клиентов из десятков отраслей экономики, которые используют автомобили в бизнесе. Нам программа очень понравилась, потому что наше правительство посмотрело на конкретных лизингополучателей. По госпрограмме субсидируется 10% от стоимости автомобиля, что фактически является прямой субсидией для самого лизингополучателя. Это позволяет снизить все платежи клиента — и авансовый, и ежемесячный. Мы оцениваем программу как успешную и рады, что она получила свое продолжение и развитие в 2016 году.

О ее эффективности косвенно говорят и результаты нашего первого квартала 2016 года: в этот период мы заключили 3 286 договоров лизинга техники стоимостью 6 миллиардов рублей, что на 38% больше, чем в первом квартале 2015 года. Около 20% от этих договоров (в количественном выражении) пришлось именно на сделки по госпрограмме. Размер субсидии для клиентов составил более 100 миллионов рублей.

— Давайте вернемся к теме автолизинга для физлиц. Каковы ваши результаты по этому сегменту? Как оцениваете конкурентную ситуацию, ожидаете ли роста числа игроков?

— Наши результаты в этом сегменте пока остаются на уровне прошлого года. Непросто практически в одиночестве развивать совершенно новый, непривычный для российского рынка способ покупки автомобиля, тем более домохозяйствами, располагаемые доходы которых снизились. В то же время нам удалось построить, так сказать, «инфраструктуру» продукта: сегодня в число наших партнеров по лизингу для физических лиц входят 22 ведущих автопроизводителя, которые представляют такие марки, как Kia, BMW, Land Rover, Volvo и другие. В результате физические лица могут приобретать автомобили в лизинг практически с такой же выгодой, как и юридические лица.

Кроме того, мы поняли, что лизинг для физических лиц оптимален для тех, кто хочет платить только за пользование автомобилем и не терзаться мыслями о том, сколько он будет стоить по объявлениям через три года, как бы его побыстрее выкупить, как самому продать. Выбирая лизинг, владелец получает автомобиль уже зарегистрированным в ГИБДД, с номерами и не несет риска остаточной стоимости. Лизинговая компания застрахует его по самым низким тарифам (каско, ДСАГО, ОСАГО), а в процессе использования автомобиля доступны автопомощь на дорогах и техобслуживание от партнеров лизинговой компании. Наконец, уплату транспортного налога также готов взять на себя «Европлан».

Мы по-прежнему являемся единственным игроком федерального масштаба на этом рынке и не думаем, что в ближайшее время ситуация изменится. Очевидно, что не все лизингодатели могут предлагать этот продукт, так как он потенциально гораздо более массовый и рискованный, чем традиционный для России финансовый лизинг. Чтобы передавать машины в лизинг физическим лицам, нужно очень хорошо уметь определять остаточную стоимость авто через один, два, три года эксплуатации, быть готовым к многочисленным нюансам эксплуатации, претензиям, возвратам и т. д. «Европлан» в этом случае находится в уникальной ситуации: мы 17 лет работаем на рынке, передали в лизинг технику по более чем 200 тысячам контрактов, имеем диверсифицированную систему финансирования, пережили все прошлые кризисы и успешно работаем в сегодняшнем. Поэтому лизинг для физических лиц остается для нас одним из направлений развития, на которое, повторюсь, мы возлагаем большие надежды и в рамках которого готовы эффективно работать.

— Какое влияние на стратегические приоритеты, бизнес-модель компании оказывают смена ее собственника в сентябре 2015 года и последующий выход на IPO? Какие новые преимущества дает компании аффилированность с группой Бинбанка?

— С приходом нового стратегического акционера в лице Микаила Шишханова, совладельца одной из крупнейших в России частных финансово-промышленных групп, перед «Европланом» открылись отличные перспективы как с точки зрения стабильного фондирования в нынешние непростые для финансового рынка времена, так и в плане наращивания доли рынка, запуска новых продуктов и роста клиентской базы.

На практике результаты такого сотрудничества уже заметны. В марте этого года наши клиенты — физические лица получили возможность вносить ежемесячные платежи за свои автомобили через более чем 700 терминалов и касс Бинбанка. А в мае мы запустили специальное предложение по лизингу автомобилей для корпоративных клиентов Бинбанка и МДМ Банка — теперь юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие расчетный счет в этих банках, получат дополнительные 5% выгоды на лизинг автомобилей в «Европлане».

И это только начало — наше стратегическое партнерство предполагает сотрудничество по самому широкому фронту в интересах клиентов всех финансовых организаций группы.

На IPO я хотел бы остановиться отдельно. Это первое IPO российской лизинговой компании, то есть это знаковое событие для всей отрасли: мы показали, что прибыльная прозрачная лизинговая компания как актив может заинтересовать инвесторов (общий спрос на акции компании достиг 4,7 миллиарда рублей, превысив объем предложения в 1,43 раза), что это реальный инструмент привлечения финансирования. В целом проведение IPO стало частью долгосрочной стратегии «Европлана» и нашего контролирующего акционера. Для нас важно то, что проведение IPO и обретение публичного статуса позволило укрепить репутацию «Европлана» как одного из лидеров лизинговой отрасли России и расширило для нас возможности привлечения финансирования вместе со снижением его стоимости. Посмотрите, сколько детальнейшей информации о ПАО «Европлан» раскрыто по МСФО, и сравните с любой другой лизинговой компанией, включая те, которые распоряжаются нашими деньгами, деньгами налогоплательщиков.

— Известно, что в капитал «Европлана» вошли пенсионные фонды группы «Бин». Расскажите подробнее о новых инвесторах и о текущей структуре акционеров «Европлана».

— На сегодняшний день 51,1% акций принадлежат Europlan Holdings Limited, конечным бенефициаром которой является Микаил Шишханов, и 48,9% акций находятся в свободном обращении. Поэтому любая информация об акционерах среди этих 48,9%, которую я озвучу, может устареть уже через минуту — это биржа. Во время IPO НПФ не покупали акции, но уже в начале 2016 года приобрели. Владельцы пакетов акций уведомили нас, что в сумме около 22% выкуплено на рынке НПФ или в их интересах.

— Из материалов компании следует, что вы располагаете долей в 0,0076% обыкновенных акций «Европлана». Это тоже результат IPO?

— Интерес к акциям «Европлана» проявили и институциональные, и частные инвесторы, среди которых был и я. Так как я верю в компанию, которой отдал больше 15 лет жизни и которую сегодня возглавляю, я принял для себя решение об обоснованности такой инвестиции.

— Заняв в феврале этого года пост президента, а затем — генерального директора компании «Европлан», какие вы ставите перед собой задачи на ближайшую и более долгосрочную перспективу?

— Задачи простые и ясные. Во-первых, это фокусировка на основном бизнесе компании — автолизинге. Во-вторых, дальнейшее усиление позиций компании на рынке и нарабатывание новых конкурентных преимуществ. Цель — построить растущий доходный и качественный портфель вместе с сильной управленческой командой и созидательными работниками, которых сейчас около 1,7 тысячи человек. На мой взгляд, именно это является залогом успеха.

Каковы ваши прогнозы для рынка лизинга в целом, сегмента автолизинга, компании «Европлан» на текущий год?

— Рынок и сегмент автолизинга будут восстанавливаться — потребность в транспорте никуда не исчезает, а значит, будет востребован и лизинг как оптимальный способ этот транспорт приобрести с минимальной финансовой нагрузкой. Такое колоссальное количество машин на улицах требуют обновления, что автолизинг будет востребован в России десятки лет. А «Европлан», оставаясь лидером сегмента, сыграет в этом восстановлении одну из ведущих ролей. Результаты первого квартала говорят об этом лучшего всего. Вот увидите: по итогам 2016 года мы сильно прибавим!

Вопросы задавала Ася ШАЛИМОВА