«Скоро карта «Мир» станет естественным платежным средством миллионов россиян»

«Скоро карта «Мир» станет естественным платежным средством миллионов россиян»

Юлия Горелова
начальник департамента по развитию платежного бизнеса компании «Яндекс.Деньги»
2446

«Умные» финансовые технологии научатся предугадывать желания пользователей, в скором времени в России могут появиться уже виртуальные карты на базе платежной системы «Мир» об этом в интервью порталу Банки.ру рассказала начальник департамента по развитию платежного бизнеса компании «Яндекс.Деньги» Юлия ГОРЕЛОВА.

— «Яндекс.Деньги» научились хранить скидочные карты в Windows-смартфоне, запустили оплату через iMessage и прочее. У компании цель — быть всегда и везде? Да еще и первыми?

— Мир стал мобильным, и это не просто метафора — мы перевели большую часть наших повседневных операций и решений в смартфон. Меняются и наши привычки: одно из первых дел по утрам — проверка почты и соцсетей на смартфоне. Мы много перемещаемся, но время в пути научились использовать для ответов на рабочие письма, обсуждения личных вопросов, оплаты счетов и покупок.

Мы видим, как меняются и платежные привычки. Россияне все чаще платят со смартфонов и планшетов. По оценке AC&M Consulting, таких пользователей уже около 12 миллионов. Последнее исследование TNS показало, что 38% платежей происходят из электронных кошельков, 49% — через СМС, 55% — с банковских карт и 61% — через интернет-банкинги. Оплата в смартфоне через электронный кошелек или банковскую карту помогает быстрее отправлять денежные переводы родным, пополнять баланс мобильного, оплачивать покупки в интернет-магазинах, коммунальные услуги, налоги и штраф ГИБДД.

Мы понимаем ритм жизни пользователей и стараемся все сервисы развивать с оглядкой на мобильность. Например, возможность хранить все карты лояльности в нашем приложении для Windows 10 позволит не носить в кошельке десятки дисконтных карт, а показать нужную кассиру с экрана. А переводы с кошелька на кошелек в iMessage помогут владельцам iPhone отправлять и принимать деньги в привычном для них формате общения (это стало возможным благодаря выходу новой iOS и появлению в мессенджере открытого API). Но это, конечно, не всё: мы умеем присылать на мобильный счета за ЖКУ, штрафы ГИБДД, проводить платежи за проезд в наземном транспорте, метро, а также многое другое.

— Почему «Яндекс.Деньги» присоединились к платежной системе «Мир» так быстро, то есть до начала массовой эмиссии карт?

— Да, действительно, в сентябре этого года «Яндекс.Касса» начала принимать карты национальной платежной системы «Мир». Теперь сайты, которые работают через «Кассу», могут подключить прием платежей с новых российских карт. Мы специально сделали это одними из первых, чтобы к началу массовой эмиссии, о которой уже заявили многие крупные банки, пользователи смогли без проблем оплачивать картами покупки и услуги. У платежной системы быстро увеличивается количество точек приема, и скоро карта «Мир» станет естественным платежным средством миллионов россиян. Десятки тысяч магазинов принимают платежи через «Кассу», поэтому пользователи смогут платить российским пластиком повсеместно — и в Интернете, и в обычных магазинах, которые также постепенно начинают принимать оплату картами «Мир».

— Что это дает компании?

— Наш бизнес — оплата и прием платежей в Интернете. Чем удобнее людям платить онлайн, тем лучше показатели нашей работы. Сейчас безналичная оплата все еще борется за пальму первенства с наличной. Но недалек тот час, когда платеж как специальное действие, требующее усилий воли и ввода большого количества данных, перестанет существовать. «Умные» технологии научатся проводить платежи без усилий со стороны пользователя, руководствуясь его желанием или контекстом, в котором он оказался. К примеру, представьте, что вы ждете автобус, а телефон не только подсказывает, когда он придет, но и предлагает сразу купить билет. Аналогично сервисы могут предлагать оплату, когда возникла потребность в товаре, подсказывать, где купить удобнее или дешевле и т. п. Это, конечно, будущее, но мы уже работаем, чтобы приблизить его.

— Каких результатов сотрудничества ожидаете на горизонте года? Будете ли готовить свои спецпредложения для держателей карт «Мир»? Например, по тарифам? Будете ли участвовать в пилоте или уже рабочем варианте программы лояльности платежной системы?

— Сейчас мы в самом начале развития партнерских отношений с платежной системой «Мир» и находимся в постоянном диалоге. Обсуждаем, например, выпуск виртуальных карт «Яндекс.Денег» и другие проекты. Но на сегодняшний момент границы сотрудничества с платежной системой до конца не определены. Мы ждем начала массовой эмиссии, будем смотреть на интерес и активность пользователей, продуктовое наполнение карт. Это даст возможность более комплексно подойти к планированию совместных проектов.

— Какие изменения претерпел рынок e-commerce в России за последний год?

— Последние годы мы наблюдаем расцвет трансграничной торговли в России — в частности, постоянный рост интереса к китайским ретейлерам. С октября 2015 года оборот китайских магазинов, подключенных к «Яндекс.Кассе», увеличился на 64%, а количество покупок и покупателей — примерно в 1,5 раза.

Второй тренд — выход сетевых магазинов в онлайн. Своего рода «правилом хорошего тона» для ретейла стало инвестировать в сайт и электронную торговлю, в идеале — и в мобильные приложения.

Впрочем, для кого-то драйвером роста является обратная ситуация: в дополнение к успешному интернет-магазину — создание корнеров и шоурумов в офлайне.

Кроме того, на рынок выходят не просто новые игроки — появляются целые сегменты. Например, сложный e-commerce — фуд-ретейл. Доставку готовой еды или свежих продуктов теперь предлагают как крупные сети, так и быстро растущие стартапы. В целом число платежей через «Яндекс.Кассу» в сервисах заказа еды и продуктов, а также бытовых услуг, например уборки и химчистки, за год утроилось. Средний чек, наоборот, уменьшился до 2—3 тысяч рублей — в зависимости от сервиса. Количество платежей за онлайн-заказы в ресторанах выросло в 2,5 раза, как и число плательщиков.

Переход интернет-магазинов в маркетплейсы — тренд, который продолжит крепнуть ближайшие несколько лет. Вслед за «Яндекс.Маркетом», который занимает лидирующие позиции и используется 70% онлайн-покупателей для выбора товаров (по данным GFK), отдельные магазины начали проявлять интерес к этой бизнес-модели. Теперь ретейлеры продают в онлайне не только собственные товары, но и партнеров по рынку. Многие магазины встраивают свои товары для продажи на конкурентные торговые платформы, в том числе иностранные. Такой шаг дает новый виток монетизации уже существующей, подготовленной аудитории и инфраструктуры, а также создает гарантированный поток клиентов для вновь открывшихся торговых точек.

Омниканальность — особенность последних нескольких лет, но еще не получившая желаемого распространения среди российских интернет-магазинов. Как это работает: вы подбираете корзину товаров на одном устройстве, например десктопе, а оплачиваете на смартфоне. Шансы на успешное завершение покупки увеличиваются в разы, частота и объем покупок растут.

Работа с большими данными, предиктивная аналитика, тонкая персонализация — тренды, также набирающие обороты. Управление пользовательским поведением, совершенствование пользовательского опыта, индивидуальный подход в работе с лояльностью к компании (или отдельному бренду) никогда не были так актуальны. Здесь очевидно огромное поле для развития.

— Как изменилась роль и положение «Яндекс.Денег» на рынке?

— «Яндекс.Деньги» ежегодно подтверждают статус универсального платежного средства и самого популярного из электронных кошельков. Например, в этом году «Яндекс.Деньгами» платят 35% интернет-пользователей в возрасте 18—55 лет (результаты по TNS). Данные Markswebb говорят, что в России «Яндекс.Деньги» используются 59% всех пользователей электронных денег — самый высокий показатель среди конкурентов. Всего в «Яндекс.Деньгах» сейчас зарегистрировано около 28 миллионов кошельков, ежедневно открывается примерно 15 тысяч новых.

Но «Яндекс.Деньги» — не только кошелек. Интернет-магазины, онлайн-сервисы, компании ЖКХ и многие другие принимают платежи через «Яндекс.Кассу» (с банковских карт, из электронных кошельков, через мобильные и интернет-банкинги Сбербанка, Альфа-Банка и Промсвязьбанка, со счетов мобильных номеров, с помощью QR-кодов, а также наличными через 250 тысяч точек приема платежей в России и странах СНГ). Также «Яндекс.Касса» позволяет магазинам принимать оплаты в кредит, а пользователям лучше планировать траты. Сегодня к «Кассе» подключены больше 75 тысяч интернет-магазинов. Исследование MARC (март 2016 года) зафиксировало, что в четвертом квартале 2015 года через «Яндекс.Кассу» принимали оплату около 24% сайтов — за год этот показатель увеличился на 33%. В общей сложности было проанализировано приблизительно 88 тысяч сайтов, на которых россияне платят онлайн.

— Недавно «Яндекс.Деньги» перешли на собственный банковский процессинг. Зачем это компании? Какого бизнес-эффекта вы ожидаете?

— Да, еще в декабре 2015 года компания «Яндекс.Деньги» получила лицензию Principal Member в системе MasterCard, которая дает право самостоятельно выпускать карты этой системы. К сегодняшнему дню под брендом «Яндекс.Денег» выпущено более 500 тысяч пластиковых и около 11 миллионов виртуальных карт.

До начала 2016 года мы сотрудничали с Тинькофф Банком. Весной обслуживание виртуальных карт полностью перешло к нам. Тогда же «Яндекс.Деньги» начали выпуск новых пластиковых карт на базе собственной эмиссии, постепенно старые карты замещались новыми. И с 1 октября мы полностью перешли на собственный процессинг. Самостоятельное управление карточным продуктом позволит нам более гибко подходить к созданию спецпредложений для отдельных категорий пользователей или событий, формировать бонусные программы, выпускать кобрендинговые карты. Кроме того, переход на собственный процессинг поможет нарастить доходность карточного направления.

Беседовал Михаил ТЕГИН, Banki.ru