«Если ты всем отказываешь — работаешь «в корзину»

«Если ты всем отказываешь — работаешь «в корзину»

Владимир Верхошинский
член правления ВТБ
11816 3

Банк ВТБ после присоединения к нему Банка Москвы превратился в универсальный банк, ведущий активное наступление на рынок обслуживания физлиц. Процесс интеграции розничного бизнеса проводился под руководством бывшего заместителя председателя правления Банка Москвы Владимира ВЕРХОШИНСКОГО. В интервью Банки.ру он рассказал об итогах присоединения, а также о том, как изменятся ставки по кредитам и депозитам в этом году, способах привлечения новых клиентов и следующем этапе развития розницы после присоединения ВТБ 24.

— Владимир, расскажите, какого движения ставок можно ожидать по кредитам и депозитам?

— Мы отмечаем тренд на снижение всех ставок: ключевой ставки ЦБ и зависящей от нее ставки фондирования банков. Ставки по кредитам и депозитам, соответственно, также будут снижаться. Думаю, что до конца года ставки по кредитам, в том числе ипотечным, могут снизиться на один процентный пункт. По депозитам движение вниз будет не столь заметным, все-таки это источник фондирования для банков.

— Вы активно продвигали программу рефинансирования кредитов в прошлом году. Насколько эта идея увенчалась успехом?

— За год, с мая 2016-го по май 2017 года, мы продали 190 тысяч кредитов на сумму более 104 миллиардов рублей, из них около трети — это рефинансирование. Стоит отметить, что эта программа для нас — не только способ продажи кредитов, но и источник привлечения новых клиентов.

— Есть ли у вас в планах запуск новых, возможно, нестандартных кредитных продуктов?

— Пока кредит наличными — это локомотивный продукт. Все инновации и усовершенствования направлены на то, чтобы сделать процесс выдачи быстрее, а оценку рисков — качественнее.

— Действительно ли в этом году резко активизировался спрос на кредиты?

— За четыре месяца мы нарастили кредитный портфель на 6%, а до конца года наши планы — увеличить его на 20%, хотя реальная цифра будет в районе 25%. Если сравнивать квартальные показатели, то в первом квартале этого года мы продали на треть больше кредитов наличными и ипотеки.

— За счет чего планируете активизировать выдачу кредитов? Будете снижать требования к клиентам?

— Чтобы рос спрос, продукт должен быть достаточно интересным и привлекать новых для банка клиентов. Процедуры должны быть настроены таким образом, чтобы соблюсти баланс между качеством выдач и высоким уровнем одобрения. Если ты всем отказываешь, у тебя качественный портфель, но ты работаешь «в корзину». Если процент одобрения слишком высок, то приходится формировать резервы. У нас уровень одобрения достаточно высокий — 35—40% при 3—4% стоимости риска. Кроме того, важный фактор — это модель продаж. Группа ВТБ — традиционный лидер в инновационном подходе к продажам. Мы периодически запускаем так называемые волны продаж различных продуктов, умеем администрировать сетевые продажи — это управляемый для нас процесс.

— С момента присоединения Банка Москвы к ВТБ прошел год. Чего в итоге удалось добиться?

— Я вижу два основных итога присоединения. Первое — то, что удалось нарастить бизнес. И сейчас мы в десятке банков с самой быстрорастущей розницей в стране и по количеству клиентов, и по кредитному портфелю, и по доходам. Второе достижение в том, что совместными усилиями ВТБ из корпоративного холдингового банка превратился в полноценный универсальный.

— Расскажите, на чьих наработках будет базироваться розничный бизнес при присоединении ВТБ 24?

— Главная цель нашего объединения — это синергия. Взять самое мощное, что есть в платформах ВТБ 24, и соединить с тем креативным и прогрессивным, что есть в подходах и процессах розницы ВТБ. Таким образом может получиться следующий уровень продуктовой интеграционно-сервисной платформы.

— Ваша суперцель, наверное, победить Сбербанк?

— Главное — это работа с самим собой, каждый день быть чуточку лучше, чем вчера. Я считаю это залогом успеха. А конкуренты для нас — стимул не расслабляться. От соревнований рынок выигрывает, и они не дают засидеться, заскучать. Мне проще мотивировать команду, когда есть сильный соперник.

А общую задачу для розницы ВТБ можно сформулировать так: совершить рывок в ближайшие 3—5 лет по долям рынка, по эффективности, современности, клиентоориентированности бизнеса. И, конечно же, по прибыли.

Беседовала Анна ПОНОМАРЕВА, Banki.ru