Почти все российские подростки регулярно получают от родителей деньги на карманные расходы, и многие активно используют разные финансовые инструменты, в первую очередь банковскую карту, однако школьники нуждаются в дополнительных знаниях, так как не обладают в достаточном объеме сведениями об управлении финансами. Это выяснил Всероссийский центр изучения общественного мнения в ходе исследования, посвященного теме финансовой грамотности детей.

Исследование было проведено среди школьников в возрасте от 12 до 17 лет. Данные опроса показывают, что 87% школьников получают деньги на карманные расходы, в том числе среди 12—14-летних — 84%, среди 15—17-летних — 90%.

Отвечая на вопрос о намерении распорядиться личными деньгами, подростки разных возрастов демонстрируют общую тенденцию к сбережению (82%), а не потреблению (18%): 51% школьников готовы отложить часть, 31% — всю сумму, и только 18% считают нужным потратить деньги по своему усмотрению (вопрос задавался о сумме 5 тыс. рублей).

Более того, у 40% опрошенных уже есть сбережения: в обеих возрастных группах сопоставима доля тех, кто обладает накоплениями. Среди школьников в возрасте от 12 до 14 лет это 38%, от 15 до 17 лет — 43%.

Школьники активно используют разные финансовые инструменты: почти треть в группе 15—17-летних (32%) имеют банковскую карту, четверть (24%) — электронный кошелек и 22% — мобильное приложение, позволяющее совершать платежи. Банковская карта (34%), электронный кошелек (19%) и мобильное приложение (19%) лидируют среди категорий платежных средств, которыми школьники хотели бы начать пользоваться.

С утверждением, что умение управлять деньгами — необходимый навык для образованного человека, согласны 22% опрошенных школьников старших классов. При этом среди 15—17-летних каждый пятый (20%) скорее считает свою осведомленность в финансово-экономической сфере недостаточной и хотел бы получить более обширные познания. В то же время респонденты демонстрируют владение финансово-экономической терминологией: такие понятия, как «кредит», «кредитная карта», «обмен валюты», «мобильный банк», «денежные переводы», знакомы как минимум 50% школьников обеих возрастных групп. Тем не менее дополнительные сведения в области экономики и финансов опрошенные сочли более важными и нужными, чем углубленное изучение юриспруденции и права, инженерных и технических наук, медицины и фармацевтики.

Исследование ВЦИОМ проведено по заказу РИА Новости в период с 27 ноября по 7 декабря 2017 года. Объем выборки, представляющей население РФ в возрасте от 12 до 17 лет по полу, возрасту, типу населенного пункта, — 1 тыс. человек в 130 населенных пунктах 46 регионов восьми федеральных округов.