Продолжающееся три года падение российского рынка страховок автокаско продолжится и в 2018 году, несмотря на восстановление продаж автомобилей, прогнозируют аналитики «Эксперт РА». Объем премий по этому виду страхования составит примерно 155 млрд рублей, то есть на 3—5% ниже уровня 2017 года, говорится в обзоре «Страхование автокаско: сокращение ради прибыли» (есть в распоряжении РБК).

Продолжение роста продаж новых автомобилей и оживление на рынке потребительского кредитования окажут поддержку рынку, но не смогут переломить тенденцию, полагает агентство. Основными причинами снижения рынка в текущем году станут отсутствие роста реальных доходов населения и уменьшение средней стоимости полиса за счет широкого использования франшиз, считают аналитики «Эксперт РА».

Согласно данным ЦБ, по итогам 2017 года объем рынка автострахования показал худший результат с 2010 года и составил 162 млрд рублей.

Сокращение взносов автокаско началось после кризиса 2014 года, приведшего к снижению доходов населения, росту инфляции и, как следствие, к падению продаж новых автомобилей, от которых рынок автострахования зависим. В 2015 году объем рынка автострахования сократился сразу на 14,3%, в 2016-м сегмент просел еще на 8,8%, отмечают в «Эксперт РА».

«В результате по итогам девяти месяцев 2017 года страхование автокаско выбыло из тройки лидеров рынка по объему премий (118 млрд рублей)», — говорится в отчете агентства. Каско уступило по объемам премий добровольному медицинскому страхованию (121 млрд рублей), на первом и втором местах находятся страхование жизни (231 млрд) и ОСАГО (165 млрд).

Несмотря на рост автомобильного рынка в 2017 году и снижение ставок по кредитам, ожидаемого роста автокаско не произошло — на фоне падения доходов страхователи экономят деньги и выбирают страхование с неполным покрытием убытков или франшизой, из-за чего снижается размер вносимой премии, говорит аналитик АКРА Алексей Бредихин. «С одной стороны, из-за мелкого ущерба страхователю не имеет смысла собирать справки для страховой, и ему рационально заплатить самому, с другой стороны, это снижает и среднюю сумму выплат для страховщиков, так как они избавлены от большого количества мелких убытков, что позволяет экономить расходы», — отмечает эксперт. Из-за популярности франшиз рынок автокаско не восстановился и продолжил падение, уточняет Бредихин.

Именно популярность франшизы способствует снижению стоимости полисов и оказывает негативное влияние на динамику собираемых премий, говорят в «Эксперт РА». По оценкам агентства, на данный момент более половины всех полисов по страхованию автокаско продается с франшизой. Негативную динамику по размеру премий из-за франшиз подтверждают и страховщики. Примерно половина полисов каско оформляется с франшизой именно по той причине, что она позволяет значительно снизить цену страхования — до 80%, говорит заместитель генерального директора по имущественным видам страхования «ЭРГО» Мария Барсова. У компании доля полисов с франшизой составляет 75%, а средняя премия по полисам в 2017 году сократилась по сравнению с 2016-м на 7%, составив 66,3 тыс. рубля.