Российская экономическая политика прошла точку перегиба, ознаменовавшуюся переходом к повышению налогов и пенсионного возраста на фоне профицитного бюджета. Предложения по повышению НДС и пенсионного возраста, продолжение усиления мер по налоговому администрированию обеспечат выполнение майского указа, но ценой более значительной инфляции и слабого роста в 2019 году, говорится в опубликованном рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА») обзоре «Макровзгляд: российская экономика в точке перегиба».

Главным событием последних недель стали предложения о повышении НДС и пенсионного возраста, напоминают аналитики. Если пенсионные предложения имеют долгосрочный характер и их эффект будет накапливаться постепенно, в течение 10—15 лет, то волны от решений по НДС начали расходиться по всей экономике. Повышение базовой ставки НДС с 18% до 20% с 1 января 2019-го обосновывается необходимостью финансировать новый майский указ президента РФ. Данная мера должна принести в бюджет порядка 600 млрд рублей. Дополнительный эффект от улучшения налогового администрирования может быть оценен еще в 200—250 млрд рублей, а пенсионные новации, если их не смягчат в процессе обсуждения либо не обусловят принятие дополнительными социальными расходами, принесут еще около 150 млрд рублей. Таким образом, даже без роста заимствований будет возможно профинансировать запланированное повышение инфраструктурных расходов. При этом решения принимаются при сверхпрофицитном бюджете — с оценкой профицита этого года в диапазоне 1—1,5% ВВП.

Помимо повышения налогов, в опубликованном проекте бюджета на 2019 и 2020—2021 годы заявлены амбициозные задачи по профициту, в том числе за счет резкого роста дивидендов от госкомпаний, а также наращиванию внутреннего долга (чистые заимствования в 1,5 трлн рублей в следующем году). При низком уровне государственного долга России (около 14% ВВП в конце 2018-го) такая политика выглядит вполне разумной, но сама по себе будет способствовать поддержанию более высоких рыночных процентных ставок. Проект бюджета на ближайшие годы можно оценить как весьма консервативный в контексте формирования резервов и макроэкономической стабильности, но нельзя считать бюджетом развития, заключают эксперты.

В сочетании с политикой ЦБ РФ такие действия могут привести к негативным последствиям для экономического роста, предупреждают они. Жесткий бюджет, как правило, компенсируется нейтральной или мягкой денежно-кредитной политикой. Однако ЦБ РФ, ожидая роста инфляции, демонстрирует жесткий подход. На заседании 15 июня не только не было принято решение о снижении ставки (ситуация на мировых рынках и меры других ЦБ этому не благоприятствовали), но и фактически было заявлено об отказе от подобных действий и даже о возможном повышении ставки в случае резкого усиления инфляции из-за увеличения НДС.

В такой экономической ситуации рост возможен преимущественно от повышения инфраструктурных расходов, а также всплеска потребления. Рост кредитов населению на 26% год к году по итогам первого полугодия показывает один из наиболее вероятных источников. При этом 2019 год может оказаться сложным: ожидаются практически гарантированный всплеск инфляции и высокие официальные и рыночные ставки, растянутый по времени запуск инфраструктурных проектов и более медленный экономический рост. Надежды на улучшение могут базироваться на внешней конъюнктуре, уже благоприятной, и смягчении санкционного режима, рассуждают авторы доклада.

По итогам 2018 года агентство ожидает роста российского ВВП на 1,7%. Во втором полугодии может появиться позитивная динамика, в том числе из-за переноса части экономической активности на период до налоговых изменений. На фоне предположительно более сложного протекания 2019 года ожидания роста на среднемировом уровне (выше 3% в год) начиная с 2020-го авторы доклада считают излишне оптимистичными. На 2019 год «Эксперт РА» прогнозирует рост российского ВВП на уровне 1,4%.

​«Эксперт РА» ожидает ослабления рубля до конца года

До конца года рубль будет колебаться в районе 62—66 рублей за доллар.

В своем обзоре «Эксперт РА» также напоминает, что обострение ситуации на мировых рынках спровоцировало максимальный риск акселерации торговой войны и расширения распродаж с развивающихся рынков на все инструменты. «Торговые конфликты между США с одной стороны и еврозоной, Канадой и Китаем — с другой в целом повысили глобальные риски. Непредсказуемость политики крупнейшей экономики мира вполне способна вызвать цепную реакцию. Хотя в целом риск полномасштабного кризиса умеренный, бурный рост финансовых рынков как минимум дает повод для ожиданий коррекции, а повышение ставок в США может ускорить этот процесс», — пишут эксперты.

Увеличение ставок США снижает привлекательность местных активов для иностранных инвесторов. Дальнейшие перспективы развивающихся рынков зависят в первую очередь от снижения напряженности в торговых отношениях между крупнейшими государствами, ситуации в Китае и скорости «закручивания гаек» в США и в меньшей степени — в еврозоне. Поэтому высокая волатильность и давление на валюты продолжатся в ближайшие месяцы. Нынешняя атака на развивающиеся рынки из-за бурного роста экономики США, вероятно, меньше затронет сырьевые рынки. В частности, это облегчает ситуацию для России, хотя давление на рубль и распродажи ОФЗ нерезидентами, скорее всего, продолжатся.