Целевые показатели господдержки бизнеса изначально устанавливались на 2014—2017 годы на основании результатов 2011—2012 годов исходя из ежегодного финансирования подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» в размере порядка 16 млрд рублей, но ее фактическое финансирование было сокращено на треть, а механизмы поддержки предпринимательства существенно изменены. На это обратили внимание в Минэкономразвития, отвечая на критику Счетной палаты в отношении эффективности мер поддержки предпринимателей в России.

Счетная палата проанализировала эффективность мер поддержки, осуществлявшейся в 2014—2017 годах. Как отмечалось в заключении СП, данные которого приведены в материале РБК, целевые показатели программы на 2017 год были в основном выполнены, но это было достигнуто за счет значительного снижения самих плановых значений по сравнению с 2014 годом. В числе прочего аудиторы указали, что реализация госпрограммы по развитию малого и среднего бизнеса не способствует увеличению числа рабочих мест в этом секторе; выявили неравенство среди регионов в получении субсидий на развитие малого и среднего бизнеса; обратили внимание на отсутствие взаимосвязи между установкой плановых значений и объемом субсидий; констатировали неудачу в достижении целей Национальной гарантийной системы по увеличению долгосрочного кредитования МСП.

Ведомство Кудрина раскритиковало господдержку малого бизнеса

Аудиторы выявили неравенство среди регионов в получении субсидий на развитие малого и среднего бизнеса.

«Госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика» на этот срок (2014—2017 годы) формировалась в 2013 году. Значения целевых показателей были рассчитаны на основании результатов в 2011—2012 годах. Эти значения носили прогнозный характер при условии ежегодного финансирования подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» в размере порядка 16 млрд рублей. Фактическое финансирование программы было сокращено на треть, а механизмы поддержки предпринимательства существенно изменены. Значительные объемы средств федерального бюджета были направлены на создание и развитие АО «Корпорация «МСП» (в общей сумме 66 млрд рублей в 2014—2017 годах)», — говорится в комментарии МЭР.

В ведомстве указывают, что с 2017 года оно начало переформатирование мер поддержки малого и среднего бизнеса, в частности, опираясь на опыт предыдущих периодов. Так, например, акцент при поддержке сместился в сторону производственных МСП, социальных предпринимателей и экспортно ориентированных субъектов МСП, а также повышения производительности труда.

Кроме того, с 2018 года установлен новый порядок распределения субсидий субъектам РФ: значительный объем средств предусмотрен для тех регионов, где не сформирована базовая инфраструктура для поддержки предпринимателей.

Опыт реализации госпрограммы в предыдущие годы, а также замечания Счетной палаты учтены при подготовке паспорта национального проекта «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на 2019—2024 годы, подчеркивают в МЭР.

Как рассказали в министерстве, в национальный проект входят восемь федеральных проектов, направленных на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, совершенствование системы закупок, создание цифровой платформы поддержки производственной и сбытовой деятельности, создание системы акселерации, модернизацию системы поддержки экспорта, популяризацию предпринимательства и т. п.

Планируется расширить доступ предпринимателей к льготному финансированию, создать единую платформу мер поддержки, усовершенствовать систему закупок для расширения доступа субъектов МСП и реализовать другие меры, заключили в Минэкономразвития.