Клиент Райффайзенбанка требует возмещения убытков от сделок через электронную платформу банка R-Dealer. Истец утверждает, что договоры были заключены по выгодному курсу, но впоследствии аннулированы банком со ссылкой на сбой в системе, пишет «Коммерсант».

С иском к Райффайзенбанку о возмещении 6,8 млн рублей убытков, а также пени на эту сумму обратилось в Арбитражный суд Москвы ООО «Эгридиент». Компания утверждает, что 4 мая она заключила поставочные валютные форвардные сделки в системе R-Dealer (электронная торговая платформа Райффайзенбанка, позволяющая заключать конверсионные сделки с самим банком). По условиям спорных сделок, как следует из иска, 8 июня «Эгридиент» должен был перечислить 126,9 тыс. евро в обмен на 200 тыс. долларов от банка, а 14 июня обменять 119,7 тыс. евро на 200 тыс. долларов.

В указанные сроки «Эгридиент» перечислил средства. «Клиент успел распечатать тикеты (подтверждения сделок), но позднее вся информация о заключенных договорах была удалена из «Личного кабинета». Представители банка заявили, что произошел сбой в системе, из-за чего некорректно отображались курсы валют, поэтому сделки были аннулированы», — рассказывает Сергей Савельев из Saveliev, Batanov & Partners, представляющий «Эгридиент» в суде. По мнению истца, удаление информации является недобросовестным действием и не предусмотрено ни в условиях использования R-Dealer, ни соглашениями с банком. Компания настаивала на недопустимости отказа от сделок в одностороннем порядке. В иске клиент требует возмещения убытков, причиненных неисполнением банком обязательств, в размере суммы, которую он должен был бы заработать на этих договорах.

В Райффайзенбанке «Коммерсанту» сообщили, что иск получен, но указанные в нем сделки банком не заключались. «В системе R-Dealer курсы привязаны к ММВБ и полностью отражают динамику валютного рынка, — уточнили в банке. — Клиент может заключать сделки без участия сотрудника банка и сам выбрать тот момент и тот курс, по которому произойдет конвертация». Источник газеты, близкий к банку, рассказал, что в системе был некий сбой, что привело к неверному отображению курсов, не соответствующему рыночному курсу биржи. По его словам, с другими клиентами проблем из-за курса в тот день не возникало.

Ситуацию осложняет то, что платформа R-Dealer не используется для госзакупок и, в отличие от них, не имеет регулятора в лице Минфина и жестких требований к деятельности. Причем в ближайшее время ситуация эта вряд ли изменится. Замминистра финансов Алексей Лавров говорил, что у министерства нет планов по расширению госрегулирования в отношении площадок, работающих по частным сделкам.

«Поскольку R-Dealer не занимается госзакупками, то все регулирование сводится к Гражданскому кодексу, — указывает руководитель группы коммерческой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) Владислав Вдовин. — В целом же у нас достаточно слабо урегулирована ситуация с техническими сбоями, даже на уровне бирж». В условиях проведения сделок в R-Dealer говорится, что банк не отвечает за убытки из-за сбоя, вызванного неподконтрольным ему обстоятельством.

«Здесь можно говорить о перебоях с электричеством, отключении Интернета, но вряд ли о сбое в программе самого банка», — полагает юрист. Торговые системы и площадки, по его словам, часто прикрываются правилами, которые клиентам не до конца понятны. «Но, согласно пленуму ВАС, норма должна толковаться против стороны, которая ее разработала и является профессиональной стороной по сделке», — добавляет он. Если клиент докажет факт сделок, но курс валют в системе, действительно, был нерыночным из-за ошибки программы, ответственность, по мнению юриста, должна лежать на той стороне, которая контролировала риск, в данном случае это площадка. Иначе клиент должен каждый раз по каждой сделке сам проводить оценку котировок, добавляет Вдовин, а это было бы несбалансированным распределением ответственности.