Темпы переходной кампании 2018 года в июле замедлились, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные Пенсионного фонда России. В указанном месяце гражданами было подано всего 138,4 тыс. заявлений о переводе пенсионных накоплений, что заметно меньше майских и июньских показателей (169 тыс. и 191 тыс. соответственно). Этот результат оказался выше прошлогоднего, когда за июль было подано всего 120 тыс. заявлений. За семь месяцев 2018 года подано почти 670 тыс. заявлений о переводе пенсионных накоплений, что в 6,7 раза меньше, чем за аналогичный период 2017 года.

Резкое уменьшение объемов переходной кампании произошло еще в середине прошлого года, после остановки самого массового канала привлечения — через удостоверяющие центры. Логичной временной альтернативой стало использование бумажных заявлений.

В этом году бумажная подача заявлений доминирует. Лично обратились в ПФР или МФЦ 68 тыс. человек, в то время как в прошлом году таким образом подали заявления только 47,8 тыс. граждан. Зато расширился дистанционный канал подачи нотариально заверенных заявлений — на 1 августа их оказалось 570,1 тыс., что превысило результат прошлого года более чем в 8,5 раза. Курьером доставили почти все заявления, почтой послали их всего восемь человек.

Оставшиеся возможные электронные каналы подачи заявлений, на которые фонды возлагали надежды в конце прошлого — начале этого года (единый портал госуслуг и «Личный кабинет» на сайте ПФР), пока остаются маловостребованными. На них за семь месяцев пришлось всего 4,6% от общего количества поданных заявлений о смене страховщика. Через ЕПГУ в июле было подано всего 900 заявлений. При этом резкий рост показала подача через «Личный кабинет» — 2,3 тыс. штук, тогда как в прошлые месяцы она ограничивалась сотнями.

Два топ-менеджера крупнейших по пенсионным накоплениям НПФ рассказали, что такой технологией на данный момент обладает лишь удостоверяющий центр «Русь-телеком» (для подачи через ЕПГУ или «Личный кабинет» нужна усиленная квалифицированная электронная подпись, которую формирует удостоверяющий центр). Электронная подача через ЕПГУ и онлайн-кабинет потенциально может существенно вырасти до конца года, многие фонды собирались наладить ее в ближайшем будущем. Но до сих пор у некоторых из них, особенно в банковском секторе, существуют технологические проблемы, говорил на прошлой неделе гендиректор НПФ «Лукойл-Гарант» Денис Рудоманенко.

При этом со способом подачи заявлений напрямую коррелирует уровень информированности граждан. Из общего количества поданных за семь месяцев заявлений 98% были досрочными, при которых клиент теряет сформированный инвестиционный доход. Через дистанционную «бумажную» подачу, а также ЕПГУ и «Личный кабинет» потеряли инвестиционный доход 99—100% граждан. Среди тех, кто дошел до отделения ПФР или МФЦ самостоятельно, это лишь 84% и 72% соответственно.

«Те, кто дошел до отделения ПФР, — люди, глубоко уверенные в своем решении. После всех скандалов с НПФ последнего времени, переводя пенсионные накопления, они либо осознанно решают лишиться инвестдохода в надежде возместить эти потери за счет хороших показателей нового страховщика, либо делают выбор о срочной смене страховщика, и этот выбор тщательно обдуман», — комментирует управляющий директор агентства «Эксперт РА» Павел Митрофанов. По его словам, при дистанционных формах подачи заявлений чувствуется большое влияние продавца, то есть агентов пенсионных фондов.