В спецпроекте «О детках и монетках» портал Банки.ру учит, как через сказку объяснить ребенку основные финансовые термины и принципы работы банковских продуктов.

Литературные произведения мини-формата мы взяли из специального раздела на сайте ЦБ РФ, ведь кому, как не регулятору, знать, чем заинтересовать малышей-банкирят.

Доверчивый Зайчик (Б. В. Минин)

Шел однажды Зайчик по дорожке и вдруг видит, навстречу ему его друг Медвежонок.

Зайчик ему говорит:

— Здравствуй, Медвежонок! А куда ты идешь?

Медвежонок ему отвечает:

— Здравствуй, Зайчик! Я иду в лес. В лесу надо ягодки собрать.

Зайчик тогда Медвежонка спрашивает:

— А можно, я с тобой вместе собирать ягодки пойду?

— Можно! сказал ему Медвежонок.

Решили так и пошли друзья в лес. Собирали ягодки с утра до середины дня, а потом Медвежонок Зайчику говорит: «Ягодок мы много собрали, и складывать нам их больше некуда. Пойдем в город на рынок эти ягодки продадим!» Зайчик согласился, и пошли друзья в город. А когда по дорожке в город шли, повстречался им их друг Ежик.


Товарно-денежные отношения приходят в нашу жизнь намного раньше, чем мы думаем. Даже находясь с родителями в магазине, ребенок осознает и запоминает последовательность действий: выбрать товар, взять товар, оплатить товар. Однако зачастую малышу бывает непонятно, почему нельзя взять ту или иную вещь в супермаркете просто так, ведь вот она лежит перед ним, а тетя-кассир далеко и не увидит. Даже если ребенок не задает подобных вопросов, объясните ему, почему важно оплачивать товары в магазине, насколько важен и ценен труд каждого человека. Заодно можно рассказать о существующих профессиях, их различиях и особенностях. Также не забудьте объяснить, что бывает, если нарушить перечисленные вами принципы товарно-денежных отношений: полицейского можно «заменить» Карабасом-Барабасом, а тюрьму – клеткой в кукольном театре.


Зайчик и Медвежонок Ежика спрашивают:

— Ежик, а ты куда идешь?

А Ежик им отвечает:

— А я яблочки в саду собрал, на рынок продавать их иду.

— А мы тоже туда идем, ягодки продавать. Пойдем вместе? предложили Зайчик и Медвежонок.

И пошли они дальше уже втроем.


Просветите ребенка, что любой бизнес, как правило, начинается с регистрации человеком себя как индивидуального предпринимателя. Поведайте, что эта процедура обычно полна ужасов и тревог, но, победив всех чудищ в виде госучреждений, дальше ему будет чуть проще жить-поживать да добра наживать. Расскажите, насколько неудобна и опасна для дружбы может быть продажа ягодок (создание бизнеса) с хорошими знакомыми. Объясните, что не все полученные денежки пойдут именно ребенку, когда он продаст все ягодки, определенную часть придется отдать различным вышеупомянутым чудищам. При этом чем больше зверят будет работать на того же Зайчика, тем больше денежек ему придется отдавать чудищам.


Пришли Медвежонок, Зайчик и Ежик в город. Медвежонок и Зайчик продали на рынке ягодки, а Ежик продал яблочки. За это они денежки получили. И тут Медвежонок говорит: «А куплю-ка я себе на рынке лукошко, оно мне в хозяйстве пригодится шишечки складывать». И Медвежонок купил лукошко. А Ежик тоже говорит: «А мне нужно молоточек купить, чтобы домик строить». И Ежик купил на рынке молоточек. А Зайчику на рынке ничего покупать не нужно было, и он свои денежки не потратил.

В общем, купили все, что нужно, и пошли друзья обратно домой.


Превратите в игру поход на рынок (именно на рынок, а не в супермаркет так ребенку будет любопытнее, а желание что-то купить будет не столь явным). Пусть ребенок сам составит список продуктов, которые нужны, и объяснит, почему выбрал именно эти позиции. На рынке пусть малыш сам выберет то, что числится в его списке, и расскажет, почему считает нужным взять именно такое количество тех или иных овощей и фруктов. Когда ребенок подрастет, можно добавить к этой забаве виртуальный бюджет на поход на рынок, который школьник будет заранее распределять дома, а потом сравнивать его с совершенными покупками. Такие игры – хороший задел для будущего финансового планирования.


А пока они по дорожке обратно домой шли, Зайчик друзей и спрашивает:

— Медвежонок и Ежик, вы на рынке лукошко и молоточек купили, а я ничего не купил и свои денежки домой несу. А что делать мне с ними, не знаю.

Друзья ему и советуют:

— Ты, Зайчик, на эти денежки что-нибудь нужное себе в городе в следующий раз купишь, а пока отнеси их на хранение к старой Сове. Ее все знают, и у нее денежки не пропадут.

— Спасибо, друзья, сказал Зайчик, так я и сделаю.


Расскажите ребенку, что «совы» бывают разных видов. Есть мудрые совы – банки, которым можно доверять на сохранение денежки, есть молодые совята – микрофинансовые организации, которые понаглее и поциничнее, но им можно отдать свои деньги «подрасти», если денег много, а обладатель денег уже хорошо ориентируется в «лесу», то есть в экономике. А есть псевдосовы: отдав им денежки, ребенок их больше не увидит. Не забудьте сказать, как важно хорошо учиться, ведь те, кто хорошо освоит совиную науку, смогут вкладывать накопленное практически во что угодно – автомобили, картины, дома и многое-многое другое и получать еще больше денежек. Подростку также можно разъяснить различие между просто финансовым планом, направленным на примерное высчитывание расходов и доходов в ближайшем будущем, чтобы не остаться «у разбитого корыта», и инвестиционным планом, который призван в разы увеличить накопления человека для лучшей жизни.


— Только к Сове тебе долго идти придется, и если встретишь хитрую Лису, не верь ей и денежки ей не отдавай! — посоветовали Медвежонок и Ежик.

Зайчик пообещал:

— Спасибо! Хитрую Лису слушать не буду!

После этого пошли друзья по дорожке дальше. Шли-шли и наконец дошли до развилки. Попрощались, и каждый направился к себе: Медвежонок в лес, Ежик в свой домик, а Зайчик пошел по дорожке дальше, к дуплу старой Совы...

Продолжение сказки и советы к ней читайте завтра.