В правительстве к концу августа почти завершена работа над определением бюджетного финансирования новых нацпроектов, причем бюджетная комиссия отклонила примерно две трети заявок министерств на допрасходы по проектам, выяснила газета «Коммерсант».

Изданию удалось ознакомиться с итогами совещаний рабочей группы правительственной бюджетной комиссии, до 20 августа обсуждавшей с министерствами финансирование федеральным бюджетом 13 приоритетов расходов на 2018—2024 годы. Это 12 новых нацпроектов, одна инфраструктурная инвестпрограмма по направлениям, определенным майским указом президента РФ Владимира Путина, а также расходы не включенных в них госпрограмм — то есть, по сути, большая часть бюджета. К 20 августа, по данным «Коммерсанта», у рабочей группы не осталось несогласованных вопросов по финансированию нацпроектов: 8 трлн рублей допрасходов на 2019—2024 годы и лимиты на каждый из 13 проектов установлены, как и лимиты расходов в бюджете на эти годы.

Всего на 2019 год дополнительные бюджетные ассигнования предлагается утвердить в объеме 1,17 трлн рублей (790 млрд — нацпроекты, 380 млрд — вне нацпроектов), на 2020 год — 1,25 трлн (нацпроекты — 957 млрд), на 2021 год — 1,48 трлн (нацпроекты — 1,21 трлн). Проектировки на 2019 год сбалансированы, на 2020 год не хватает 154 млрд рублей, на 2021 год — 334 млрд, и эти расходы отнесены к условным.

Газета напоминает, что в общей сложности на мероприятия, «упакованные» в нацпроекты, в 2019 году предполагалось потратить в рамках бюджета на 2018—2020 годы 913 млрд рублей, а, согласно достаточно приблизительным бюджетным проектировкам, до 2024 года — порядка 16 трлн рублей. Минфин, повышая НДС, сокращая «непроектные» госрасходы, осуществляя нефтяной налоговый маневр, рассчитывал потратить на нацпроекты за шесть лет еще 8 трлн рублей. В июне — августе ведомства, готовившие паспорта нацпроектов, предъявили гораздо более высокие запросы на финансирование. Так, на 2019 год общая сумма предложений по федеральным расходам составляла 2,11 трлн рублей, из которых отклонены запросы на 1,32 трлн. В целом же 8 трлн рублей ведомства предложили израсходовать уже в бюджетном цикле 2019—2021 годов, что, как пишет «Коммерсант», было совершенно невозможно, поскольку таких доходов федеральный бюджет с учетом бюджетного правила не имеет.

Итоги торга на 2019 год выглядят по состоянию на 20 августа примерно так. По семи нацпроектам (экологии, дорожному строительству, науке, цифровой экономике, малому предпринимательству, поддержке экспорта и инфраструктурной программе) все или большая часть предложений по допфинансированию пока отвергнуты рабочей группой как недоработанные — в сумме это около 440 млрд рублей. Полностью исчерпали лимит финансирования после утверждения части дополнительных заявок шесть нацпроектов: демография, здравоохранение, образование, производительность труда, культура, жилье.

Наиболее серьезно расхождение желаемого и имеющегося — в нацпроекте цифровой экономики. Там приняты предложения о расходовании 100 млрд рублей в следующем году при запросе в 426 млрд.

Судя по всему, новой бюджетной идеологией будет в том числе принцип «государство — инвестор лишь в порядке исключения», пишет «Коммерсант». Газета также отмечает, что, по ее информации, большинство случаев отклонения рабочей группой заявок связана со слабой увязкой предложений по расходам с измеряемыми целями нацпроектов.

В числе прочего издание выяснило, что Минкомсвязи предложено сократить потребности в бюджетных ассигнованиях на 30%, создавая цифровую экономику в большей части не госвложениями, а регуляторными решениями и ориентируясь на частные вложения. Отечественную мобильную операционную систему, разрабатываемую Минкомсвязью и «Ростелекомом», предложено финансировать из внебюджетных источников, если таковые обнаружатся. В числе революционных идей, которые на 2019—2021 годы Минфин предлагает попробовать в бюджетной сфере, — консолидация расходов на услуги мобильной связи всем госслужащим по нормативам в рамках одного контракта. Предложения операторов по этому поводу Минкомсвязь должна проанализировать до 31 августа, но подробности возможного мегаконтракта неизвестны. В целом же в составе отклоненных заявок в нацпроектах сейчас преобладают наиболее коррупционноемкие идеи: разработки разнообразных концепций развития, создание всеобъемлющих информсистем, мониторинги, субсидии юрлицам на «общественно полезные» проекты и т. п.

Системно пока не решены в рамках обсуждения нацпроектов вопросы в ведении Минэкономразвития — это в первую очередь финансирование доведения доли малого предпринимательства в ВВП к 2024 году до 40% и работы «фабрики проектного финансирования» на базе Внешэкономбанка, а также большей части инфраструктурной программы. Судьба правительственной «концепции роста ВВП» начала 2018 года в целом в нынешних бюджетных проектировках неочевидна.