Особые экономические зоны (ОЭЗ) в России так и не стали настоящим подспорьем для российской экономики за 12 лет их существования. К такому выводу пришла Счетная палата в очередном обзоре деятельности ОЭЗ в 2017 году. За все время на особые экономические зоны было потрачено 131 млрд рублей бюджетных денег, пишет Forbes.

Особая экономическая зона — это территория с особым юридическим статусом, рядом налоговых и таможенных льгот (по налогу на прибыль, земельному налогу, налогу на имущество и т. д.). ОЭЗ формируются для развития отдельных отраслей экономики, курортов, портов и транспортной инфраструктуры по аналогии со спецзонами в Китае и Индии.

В России создание таких зон началось в 2005 году. Срок их действия ограничен 49 годами без права продления, а управлением ОЭЗ занимается специально для этого созданная компания «Особые экономические зоны», которая принадлежит Минэкономразвития. Правительство за 2010—2017 годы приняло решение о закрытии 11 ОЭЗ из-за их неэффективности.

На сегодняшний день в России действуют 25 спецзон, и десять из них Счетная палата по итогам проверки в 2017 году признала неэффективными. Большую часть в этом списке составляют зоны, посвященные развитию туризма. Семь из десяти неэффективных зон получили из бюджета 55 млрд рублей, а привлекли от инвесторов всего 7,6 млрд рублей.

Еще одна проблема ОЭЗ — это неполное исполнение субъектами Федерации обязательств по финансированию строительства инфраструктуры. На 1 января текущего года не выполнено порядка 7% обязательств региональных бюджетов. Также Счетная палата обращает внимание, что на начало 2018 года не определены источники финансирования строительства объектов на общую сумму порядка 200 млрд рублей, есть риски, что на это потребуются средства из бюджета. При этом по сравнению с 2017 годом стоимость недостроенных объектов увеличилась в 2,6 раза.

Счетная палата не в первый раз обращает внимание на эффективность работы особых зон. В 2017 году ведомство критиковало особые экономические объекты за то, что под их куполом так и не было создано необходимого количества рабочих мест. Вторая претензия заключалась в низкой налоговой отдаче, а третья — в отсутствии четкой стратегии развития особых зон и территорий опережающего развития. Вызывала вопросы и система финансирования строительства инфраструктуры в ОЭЗ.