ФСФР во вторник разместила на своем сайте проект федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности», который уже разослан в профильные ведомства — Минэкономики, Минфин и ЦБ. Документ определяет понятия института взаиморасчетов участников биржевых торгов, описывает порядок работы и функции центрального контрагента на биржах. Об этом в среду пишет «Коммерсант».

Наличие центрального контрагента на биржах позволяет минимизировать риски неисполнения обязательств участниками рынка. В России центральный контрагент функционирует на бирже РТС. Например, в секции RTS Standard перед совершением сделки участник должен внести 15—30% от стоимости бумаги в клиринговый центр. И если бумага падает или растет, производится перерасчет внесенного обеспечения. Основная сумма в оплату ценных бумаг перечисляется на четвертый день, в момент поставки бумаги контрагенту. Если участник не исполняет обязательства перед контрагентом, это делает биржа, используя средства из клирингового центра. Сейчас гарантийный резервный фонд клирингового центра составляет 500 млн рублей, а средства, внесенные участниками рынка по состоянию на 4 мая, находились на уровне 12,6 млрд рублей. На ММВБ центрального контрагента нет, однако стратегия развития биржи предполагает его появление в ближайшие годы.

Согласно законопроекту, центральным контрагентом может выступать не только клиринговая, но и кредитная организация, не осуществляющая операции по приему вкладов физических лиц. В то же время центральный контрагент не вправе осуществлять деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, то есть не может работать в рамках биржи, а должен выделяться в отдельное юридическое лицо.

Планы по разработке законопроекта о клиринге были намечены еще в стратегии развития финансового рынка на 2006—2008 годы. Впрочем, работа над документом была осложнена многолетними спорами между Минфином, МЭРТом и ФСФР. «Не была ясна концепция закона: ведомства никак не могли согласовать свою позицию», — рассказывает председатель правления МДМ-Банка Олег Вьюгин. Финансовый кризис способствовал включению этого документа в утвержденную премьер-министром Владимиром Путиным стратегию развития финансового рынка до 2020 года, согласно которой законопроект должен быть внесен в Госдуму в июне нынешнего года.

Эксперты уверены, что появление законодательной основы осуществления клиринга и описание работы центрального контрагента может снизить риски взаиморасчетов между участниками рынка. «Закон будет способствовать обеспечению гарантированных расчетов между участниками рынка, — полагает руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов. — Во время кризисных явлений на рынке нужен посредник, который брал бы риск на себя». В сентябре 2008 года проблемы с исполнением обязательств на рынке РЕПО на ММВБ привели к остановке работы фондовых бирж и стали причиной массового краха банков и брокерских компаний, в том числе «КИТ Финанса», Связь-Банка, «Антанта Капитала». «Центральный контрагент будет заинтересован в том, чтобы прогнозировать и предотвращать риски, — полагает председатель совета директоров компании «Алор» Анатолий Гавриленко, — а в прошлом году биржа не брала на себя ответственность, поэтому многие решения были приняты с опозданием». Председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев уверен, что если бы законодательство о клиринге было принято раньше, система управления рисками формировалась бы вокруг центрального контрагента, что могло бы предотвратить прошлогодние проблемы на рынке РЕПО.