Правительственная комиссия первого вице-премьера Игоря Шувалова обсудит возможность особого порядка использования в банковской системе РФ части госсредств. Как пишет во вторник газета «Коммерсант», речь пойдет о специальных счетах в банках для средств госзаказа или о конкурсах среди банков на работу с этими средствами. Некрупные банки могут быть ограничены в возможности использовать средства подрядчиков государства для поддержания своей стабильности.

Напомним, из-за особенностей бюджетной конструкции РФ средства госзаказа, составляющие на 2009 год по разным статьям бюджета более 1,4 трлн рублей, расходуются преимущественно во второй половине года. В 2009 году средства госзаказа будут рассматриваться их получателями как важнейшая часть господдержки в условиях кризиса. Напомним также, что установление преференций для получения госзаказа российскими компаниями, а также малым и средним бизнесом внесено в список антикризисных мероприятий Белого дома, представленных правительством в феврале — апреле 2009 года, а соответствующие поправки в законодательство разрабатывали Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономики. Десятки тысяч предприятий, уже выполняющих госзаказ, рассчитывают на то, что госрасходы в 2009 году, увеличенные в сравнении со старой версией бюджета-2009, пересмотренного в апреле, на 0,5 трлн рублей, смогут поддержать и текущий бизнес предприятий, и партнеров из банковской сферы: во многом стабильность некрупных банков сейчас обеспечивается именно наличием промышленных клиентов, ориентированных на госзаказ.

По словам источника в правительстве, в настоящее время в Белом доме рассматривается схема, по которой генподрядчик сможет получать средства по госзаказу только через специальные счета. Комиссия Игоря Шувалова рассматривает варианты открытия таких спецсчетов как в банках с госучастием, так и в частных банках. В последнем случае право на открытие спецсчетов будет получаться банками на конкурсной основе. Не исключено, что комиссия господина Шувалова будет рассматривать вариант спецсчетов и для других видов господдержки как решение проблем, возникающих при проведении расчетов со средствами бюджета через обычную расчетную сеть.

Некрупные региональные банки, работающие с предприятиями-исполнителями госзаказа, могут стать главной причиной потерь бюджетных средств во втором полугодии 2009 года в случае второй волны банковского кризиса. Пока в околоправительственных структурах нет единого мнения о том, насколько велик риск «схлопывания» банков. Глава Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов подтвердил прогнозы о возможности второй волны осенью-зимой 2009 года. Масштабы второй волны, впрочем, в АСВ оцениваются консервативно: по словам Турбанова, речь может пойти о 50—60 уходящих с рынка банках из 1 100. Тем не менее сейчас гарантий того, что при их закрытии не будут потеряны средства антикризисной поддержки, нет. Отметим, сохранностью антикризисных средств обеспокоился и Внешэкономбанк. 7 мая пресс-служба ВЭБа сообщила, что на наблюдательном совете госкорпорации принято решение об ужесточении условий касательно минимального капитала получателей субординированных кредитов ВЭБа. Теперь он должен быть не менее 3,5 млрд рублей. Кроме того, в соответствии с рекомендациями Минэкономики, в их кредитных портфелях должны быть кредиты со сроками погашения не менее года по эффективной ставке не более чем ставка рефинансирования ЦБ плюс 3%. Это условие делает невозможным получение «субордов» ВЭБа подавляющим большинством региональных банков.