Социологические опросы показывают, что россияне привыкают жить в условиях форс-мажора. Перелом массового сознания, по данным компании «Башкирова и партнеры», произошел в апреле. Около 40% респондентов заявили, что вовсе не ощущают кризиса, а в будущее смотрят с оптимизмом. Об этом в пятницу пишет газета «РБК daily».

По данным исследования, в апреле выросло число россиян, не ощущающих на себе влияния экономического кризиса. Сейчас с этим утверждением согласны 37,4% опрошенных, тогда как в феврале — 29,4%. При этом реальных предпосылок к позитиву, казалось бы, немного: незначительно снизилось количество респондентов, отправленных в отпуск без содержания (с 6,2 до 5,1%) и признавшихся в задержках зарплаты (с 9,8 до 7,9%), зато возросло число тех, кто потерял работу (с 15,6 до 16,9%) или получил худший соцпакет (с 3,5 до 3,8%).

В компании «Башкирова и партнеры» отмечают рост числа респондентов, с оптимизмом смотрящих в будущее. Позитивные настроения в компании объясняют тенденцией к стабилизации ситуации в стране. Эксперты считают, что реальных экономических предпосылок для оптимизма почти нет — в российском позитиве они уловили психологический подтекст. «Когда кризис только начинался, неизвестность пугала больше, нежели последствия, — говорит гендиректор «Финэкспертиза-Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. — Теперь, когда ситуация стала если не лучше, то предсказуемее, уверенность в завтрашнем дне возросла. А поскольку россиянам к кризисам не привыкать, они адаптировались быстрее». По мнению Шустерняка, позитивные настроения россиян могут несколько оживить их потребительскую активность. «Потихоньку начнут осуществляться отложенные покупки. В апреле уже наблюдался небольшой всплеск интереса к недвижимости, — заявил он. — Однако уместнее говорить не о росте потребительского оптимизма, а о небольшом снижении потребительского пессимизма». Экономический эффект от подобных настроений, по мнению аналитика, будет небольшим.