Рейтинговое агентство «Эксперт РА» прогнозирует, что мировой финансовый кризис может перечеркнуть будущее российских компаний прямого страхования, сообщает в среду газета «РБК daily». В настоящий момент их надежность при прочих равных условиях ниже, чем у традиционных страховых компаний. Однако аналитики агентства уверены, что при наличии у компании прямого страхования акционера, готового финансировать ее даже в условиях кризиса, у нее есть все шансы пережить его.

Как говорится в обзоре «Эксперт РА» под названием «Direct insurance: опасности прямой дороги», в 2008 году впервые в России стало возможно продвигать прямое страхование как концепцию, создавать компании прямого страхования в качестве альтернативы традиционным компаниям, имеющим развитую агентскую сеть. На Западе на долю прямого канала продаж приходится значительная часть розничных страховых премий — от 5 до 40% в зависимости от страны. «В России компании прямого страхования являются инвестиционными проектами. Средний срок окупаемости такого проекта составляет 4—5 лет. В настоящий момент издержки компаний прямого страхования превышают издержки компаний, использующих агентский канал продаж», — говорит замгендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев.

Экономия клиента компании по прямому страхованию, пишет «Эксперт РА», должна быть существенной, так как среднее комиссионное вознаграждение страховым посредникам составляет от 20 до 30% от совокупной страховой премии, а порой оно достигает и 50%. По словам представителей компаний прямого страхования, исключение этой статьи расходов позволяет им предлагать тарифы на 15—20% ниже цен лидеров рынка. Кроме того, компании прямого страхования по сравнению с компаниями, имеющими развитую агентскую и филиальную сеть, тратят меньше денег на арендные платежи и заработную плату штатных сотрудников, так как имеют лишь один общий офис и call-центр и не содержат штатных агентов. Мировой финансовый кризис приведет к сокращению российского страхового рынка, в том числе страховой розницы. По оценкам «Эксперт РА», в 2009 году объем рынка страхования автокаско сократится на 29%. В этих условиях резко возрастет уровень конкуренции на российском страховом рынке, обострится ситуация с демпингом.