Ассоциация российских банков (АРБ) разработала поправки в законодательство, направленные на унификацию надзорных требований к кредитным организациям для целей участия в системе страхования вкладов (ССВ) и целей общего надзора. Об этом сообщила пресс-служба ассоциации.

АРБ разработала проект закона «О внесении изменений в статью 48 федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». «Предлагаемые изменения вызваны необходимостью решения вопроса о корректировке подхода к оценке финансовой устойчивости кредитных организаций в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов, а также в целях устранения угрозы вынужденного исключения из ССВ жизнеспособных банков, которые формально нарушили отдельные числовые показатели в связи с текущей ситуацией на финансовом рынке», — отмечается в пресс-релизе.

В связи с этим АРБ направила соответствующее обращение в Банк России. «Агентство по страхованию вкладов (АСВ) поддержало данную инициативу АРБ», — отмечается в сообщении. В настоящее время, согласно данным АСВ, в систему страхования вкладов входит 938 кредитных организаций из примерно 1,1 тыс. российских банков. Максимальный размер страхового возмещения осенью был увеличен до 700 тыс. рублей. Принимая во внимание требования частей 3 и 3.1 статьи 48 закона о страховании вкладов и 4-й части 2-й статьи 20 закона «О банках и банковской деятельности», основания для исключения банков из ССВ аналогичны основаниям для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, говорится в письме АРБ.

При оценке финансовой устойчивости банков на основании указания ЦБ РФ № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» финансово неустойчивым банком по формальным основаниям может быть признан банк, который является вполне жизнеспособным, так как недостатки в его деятельности не сопряжены с непосредственной угрозой интересам кредиторов и вкладчиков. Введение же в соответствии с законом о страховании вкладов Банком России в отношении такого банка запрета на привлечение вкладов физических лиц крайне негативным образом отражается на его финансовой устойчивости. «Это усугубляется еще и тем, что введение указанного запрета является публичным, поскольку обязывает банки размещать в доступных для клиентов помещениях информацию о прекращении у него права привлекать во вклады денежные средства физических лиц. Такой порядок особенно существенно сказывается на деятельности банков в условиях сложившейся кризисной ситуации», — объясняют в АРБ.

В то же время, считают банкиры, действующий в соответствии с указанием ЦБ РФ № 2005-У «Об оценке экономического положения банков» общий порядок оценки финансового положения кредитных организаций позволяет в полной мере, всесторонне и адекватно контролировать ситуацию в кредитных организациях, в том числе с точки зрения обеспечения интересов вкладчиков. «Параллельное применение двух хотя и незначительно, но различающихся методик оценки финансового положения кредитных организаций (на основании указаний № 2005-У и № 1379-У) усложняет надзорные процедуры и создает дополнительные обременения для кредитных организаций, не дающие существенного позитивного эффекта», — полагают в АРБ.

По мнению ассоциации, в ССВ целесообразно использовать единую систему оценки финансовой устойчивости банка на основании оценки, производимой в соответствии с указанием № 2005-У для целей банковского надзора. Такой подход, подчеркивается в письме АРБ, позволит не только более адекватно оценивать финансовое положение банков для целей ССВ, но и снизить административное и финансовое обременение банков и Банка России на проведение оценок одновременно по двум различным системам.

В своем обращении в Банк России АРБ просит поддержать инициативу банковского сообщества о внесении предлагаемых изменений в закон о страховании вкладов.