На заседании комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности «Проблема «плохих активов» и возможные пути ее решения», намеченном на 26 мая 2009 года, Центр экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (ЦЭИ МФПА) представит проект программы управления просроченной задолженностью и оздоровления банковского сектора. Программа предусматривает выкуп государством проблемных активов для предотвращения кризиса просроченной задолженности в банковском секторе. Документ учитывает критические замечания со стороны Банка России и Минфина к схемам выкупа проблемных активов. В основе программы лежит, во-первых, временный выкуп просроченной задолженности, а во-вторых, передача проблемного кредитного портфеля в управление банку на агентских условиях, отмечают специалисты ЦЭИ.

Уполномоченным органом государства по реализации программы может выступить госбанк, госкорпорация или вновь созданное госучреждение. Однако в наибольшей степени на роль уполномоченного органа подходит Агентство по страхованию вкладов. Выкуп просроченной задолженности предполагается производить за счет эмиссии квазигосударственных облигаций, гарантируемых Банком России. Совокупный объем эмиссии может составить 0,9—1,4 трлн рублей, что сформирует один из крупнейших долговых рынков, сопоставимых с рынком внутреннего госдолга. Это больше, чем заявленный объем рекапитализации банков (0,5 трлн рублей), однако меньше, чем последние публичные оценки Банка России по итогам стресс-теста (1,8—1,9 трлн рублей). На момент обратного выкупа кредитного портфеля происходит взаимное погашение требований государства и банка, в результате чего кредитные риски для уполномоченного органа минимальны. Программа рассчитана на пять лет, она призвана восстановить финансовую устойчивость банковского сектора, укрепить доверие к банкам и поддержать их рыночную дисциплину.

Центр экономических исследований МФПА полагает, что в случае реализации программы власти смогут сохранить низкие расходы федерального бюджета, решить проблему ценообразования на просроченные кредиты, исключить риск коррупции со стороны государственного сектора, минимизировать риск безответственного поведения банков, побудить банки принять на себя финансовые риски прежней кредитной политики. Банковский сектор, со своей стороны, сможет снизить давление на собственный капитал, продолжить работу с проблемными заемщиками, восстановить кредитование нефинансового сектора, наконец, решить проблему просроченной задолженности. После завершения публичного обсуждения проект программы будет доступен на сайте ЦЭИ МФПА.