«Финам» первым среди брокеров раскрыл информацию о проблемах, мешавших клиентам совершать сделки на биржах. За последние 2 месяца было 12 сбоев, сообщает в четверг газета «Ведомости».

Работа российских бирж далека от совершенства, свидетельствует статистика, собранная одним из крупнейших интернет-брокеров — «Финамом». Только с 1 апреля в торговых системах клиентов «Финама» наблюдалось 12 сбоев: из них 3 — в результате нестабильной работы оборудования «Финама», 2 — по причине сбоя на серверах РТС и в торговой системе Quik, 1 — по вине ММВБ и интернет-провайдера, говорится в документе. Причины остальных не установлены.

Клиентам «Финама» пришлось понервничать 18, 21 и 22 мая, когда в их торговых системах Quik и Transaq некорректно отображались позиции на срочном рынке РТС — Forts. Проблемы были решены силами РТС, отмечается в документе «Финама». Самый длинный по времени сбой произошел 9 апреля, когда для клиентов, работающих через Quik, торговля была недоступна с 10 утра до 14:50 мск. «В связи с повышением активности произошло превышение максимально возможного значения одним из параметров настройки Quik», — комментируют в «Финаме». Индекс РТС в тот день вырос более чем на 6%. 17 апреля из-за проблем на серверах РТС 2 часа невозможно было торговать на срочном рынке биржи, говорится в материалах «Финама». 13 мая аналогичная проблема была уже на фондовой бирже ММВБ — с 17:40 до 18:45 мск заявки принимались с задержкой из-за сбоя на серверах биржи, отмечают в «Финаме». Представитель ММВБ утверждает, что сбоя 13 мая на бирже не было. На серверах РТС после 1 апреля сбоев не было, рассказал представитель РТС. 15 апреля после 11:00 мск клиентам «Финама» были недоступны все торговые системы — из-за нестабильной работы автомата защиты отключилась часть серверного оборудования «Финама».

«Мы постоянно наращиваем затраты на IT, и это дает отдачу — за последний месяц не было ни одного сбоя по нашей вине», — говорит директор департамента IT «Финама» Николай Рубцов. Полностью устранить риски частных инвесторов сейчас невозможно — значительная часть проблем связана с торговыми системами, провайдерами, дата-центрами и прочими независимыми элементами IT-инфраструктуры, резюмирует Рубцов.

У БКС несколько торговых серверов и каналов связи, завязанных на разных провайдеров, и в ситуации, когда на одном из серверов происходит сбой, клиент может оперативно перейти на другой сервер, говорит вице-президент БКС Юрий Минцев. По его словам, такого, чтобы все серверы БКС не работали, не было никогда. Среди недавних проблем — лишь задержки в работе всех серверов из-за сбоя на ММВБ 13 мая, отмечает Минцев.

«Мы приветствуем такое внимание «Финама» к сбоям на биржах, но важно рассмотреть всю цепочку сигнала, который идет с бирж через удаленный терминал к конкретному пользователю», — сказал руководитель ФСФР Владимир Миловидов. «Очевидно, что проблемы есть по всей этой линии, и мы подумаем, как изучить этот вопрос», — добавил он. По его словам, у ФСФР сейчас нет полномочий регулировать технологическое обеспечение торгов и информация о сбоях лишь принимается к сведению.