В России индекс потребительских настроений (ИПН), рассчитываемый Независимым институтом социальной политики и социологической компанией «Башкирова и партнеры», вырос в апреле 2009 года на 10,3 пункта до 76,7 пункта по сравнению с февралем (66,4 пункта). Значение индекса в районе 60—70 означает, что население преимущественно негативно оценивает текущее и будущее состояние экономики страны.

Аналогом ИПН считается показатель, известный в США как Consumer Sentiment Index, рассчитываемый Институтом социальных исследований при Мичиганском университете. Он используется в качестве инструмента для прогнозирования потребительского поведения.

В России мониторинг ИПН ведет свою историю с 1993 года. В 2004—2008 годах данный проект осуществлялся Независимым институтом социальной политики (НИСП), фондом ИПН и Аналитическим центром Юрия Левады при поддержке Сбербанка. В 2009 году «Башкирова и партнеры» совместно с Независимым институтом социальной политики возобновили этот проект в России.

ИПН рассчитывается на основании репрезентативного опроса взрослого населения России (n = 1 500). Для расчета индекса анализируются ответы респондентов на пять вопросов о материальном положении и экономических ожиданиях.