Покупатели немецкого Opel — Сбербанк и канадская Magna готовы пойти на альянс с АвтоВАЗом, пишет в среду «Коммерсант». Они могут создать единый центр производства легковых автомобилей в России, который и получит финансирование от госбанков. Но это чревато разрывом другого стратегического партнерства — АвтоВАЗа и французского автоконцерна Renault.

В понедельник вечером глава Сбербанка Герман Греф в эфире Первого канала заявил, что допускает альянс Magna и немецкого Opel с российским АвтоВАЗом (сейчас Сбербанк покупает контрольный пакет Opel вместе с Magna). По словам Грефа, вокруг АвтоВАЗа, Opel и Magna можно было бы создать крупный российский конгломерат по выпуску автомобилей с объемом производства 3—6 млн машин в год. На это уйдет примерно от трех до пяти лет, добавил он, хотя и подчеркнул, что самостоятельно АвтоВАЗ «развиваться не способен» и что завод следует либо «отдать в управление Renault (концерн владеет 25% акций АвтоВАЗа), либо же создать его альянс с Opel и Magna». Решение о том, какой путь выбрать, будет принято всеми заинтересованными сторонами «в течение полугода», пообещал Греф.

Своим заявлением глава Сбербанка фактически подтвердил информацию «Коммерсанта» от 5 июня о том, что в России появилось два конкурирующих проекта по развитию легкового автопрома, которые необходимо объединить, — партнерство АвтоВАЗа с Renault и покупка Сбербанком и Magna контрольного пакета Opel. До сих пор с обновлением российского автопрома ассоциировался первый проект. Но когда Сбербанк выразил готовность купить Opel и перенести его технологии в Россию, премьер Владимир Путин назвал это «частью стратегии по развитию автопрома». В результате перед ВТБ, Газпромбанком и самим Сбербанком возник вопрос — кредитовать ли проекты АвтоВАЗа и Renault стоимостью 80 млрд рублей или же новый альянс на базе Opel. Президент АвтоВАЗа Борис Алешин уже называл сделку по покупке Opel «нецелесообразной».

Объединение проектов в этой ситуации «едва ли не единственное логичное решение», сказал 16 июня «Коммерсанту» один из акционеров АвтоВАЗа. Двух центров развития легкового автопрома быть не может, соглашается федеральный чиновник. По словам участников рынка, под созданием конгломерата, о котором говорит Греф, стоит понимать возможность «глобальной перестройки структуры российского автопрома». Если до сих пор частные владельцы автозаводов реализовывали самостоятельные программы развития, то теперь речь может идти о появлении некоего единого центра. Косвенно это уже подтверждал и сам Греф, когда говорил, что сборкой Opel может заняться как группа «ГАЗ», так и ее конкурент ОАО «Соллерс», а также заводы ТагАЗ и «Автотор».