Банк России провел первый годовой аукцион РЕПО по фиксированной ставке. До сих пор аукционы РЕПО по фиксированным процентным ставкам проводились только на сроки один и семь дней. Особенностью вчерашнего аукциона стало то, что получить средства в ЦБ могли лишь банки — держатели облигаций «Транснефти» по ставке 11,25% годовых (ставка рефинансирования ЦБ сейчас — 11,5%). Как пишет газета «Коммерсант» во вторник, это первый случай получения рефинансирования в ЦБ под так называемые инфраструктурные облигации — новый для российского долгового рынка инструмент финансирования долгосрочных проектов.

Определение понятия «инфраструктурные облигации» в российском законодательстве отсутствует. Создание рынка таких бумаг заявлено в качестве одного из механизмов привлечения инвестиций в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (утверждена в ноябре прошлого года). В правительственной «Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года» указано, что исполнение обязательств по таким бумагам может быть обеспечено активами, создаваемыми в рамках инфраструктурных проектов (в сфере транспорта, энергетики, ЖКХ и других), что в принципе соответствует международной практике. Инфраструктурные облигации упоминаются в правительственной программе антикризисных мер на 2009 год. В ней, в частности, указано, что именно через выпуск таких бумаг ОАО «РЖД» на сумму 100 млрд рублей правительство поддержит сектор железнодорожных перевозок.

Первыми инфраструктурными облигациями, под которые можно получить длинные и относительно дешевые средства в ЦБ, должны были стать бумаги РЖД. Для сравнения: на недавнем годовом аукционе РЕПО с плавающими ставками стоимость средств составила 11,6%, а годовые ломбардные кредиты ЦБ последний раз выдавал под 11,76%. С выпуском инфраструктурных бумаг РЖД в феврале текущего года связывал планы ЦБ по проведению годовых аукционов РЕПО по фиксированной ставке директор департамента операций на финансовых рынках Сергей Швецов. Однако «Транснефть» опередила РЖД, несмотря на отсутствие официального статуса инфраструктурных облигаций у своих бумаг общим объемом 35 млрд рублей. Такими их называл перед размещением глава «Транснефти» Николай Токарев.