Крупный пермский дилер General Motors «Машинный двор», имеющий филиалы еще в нескольких российских городах, применил на практике новый метод обмана покупателей, пишет во вторник «Российская газета».

В редакцию обратилась пенсионерка из города Набережные Челны. Ее сын решил купить машину, выбрал в автосалоне «Шевроле Лачетти». Там же с ним заключили предварительный договор, в котором прописано, что продавец обязуется с момента заключения договора и получения предоплаты заключить основной договор купли-продажи. А после получения от покупателя денег в полном объеме передать ему автомобиль в течение 5 рабочих дней. Покупатель заплатил наличными 420 тыс. рублей. Прошло 2 месяца, однако компания не спешила заключать основной договор. Еще через месяц покупатель потребовал вернуть деньги. На что получил ответ: машина уже пришла, но документов на нее нет, а именно — паспорта транспортного средства.

Покупатель пригрозил судом. Ему в компании предложили взять машину пока без документов. Для этого потребовалось подписать договор, в котором в одном из пунктов значилось: «В случае нарушения продавцом срока передачи документации на автомобиль покупатель не вправе отказаться от автомобиля и от исполнения настоящего договора. В этом случае подписанием акта приема-передачи автомобиля покупатель подтверждает, что он согласился получить автомобиль без полного комплекта документов и принимает на себя всю полноту ответственности за указанные действия и их последствия».

Сам текст такого договора — уже повод для прокуратуры всерьез заняться его авторами, отмечает издание. Получается, что продавец, продав автомобиль, может его еще раз продать, ведь документы у него на руках. Либо может заложить.

Газета подчеркивает, что это далеко не единственный клиент «Машинного двора», который заключил подобный договор и получил машину без документов. Корреспонденты издания, разбираясь с жалобой из Набережных Челнов, предположили, что столкнулись с привычным уже обманным ходом: недобросовестный дилер продает как можно больше машин и собирает крупную сумму. Но деньги не переводит в компанию, поставившую автомобили, а исчезает с ними. Компания-поставщик, не получив денег, не пересылает документы на машины. Покупатели остаются по сути с грудой металла на руках — без техпаспорта машину не поставишь на учет, а стало быть, на ней и не поедешь. Но когда журналисты обратились в российское представительство GM, то узнали, что в Перми использовали совсем иную схему обмана граждан. Оказалось, что столичная компания получила деньги за машины и даже переслала все документы в пермский «Машинный двор».

По мнению же самих дилеров, во всем виноват мировой кризис. Об этом говорится в ответе на просьбу редакции разъяснить ситуацию. «Поэтому компания, продав автомобиль и полностью получив за него деньги, тут же заложила машину в банк. Любой прокурор, получив подобный ответ, мог бы, не задумываясь, начать серьезную проверку деятельности компании на предмет ее законности. На взгляд редакции, это не просто нарушение закона, а махинация, имеющая все признаки мошенничества. А учитывая количество и стоимость таких проданных и заложенных автомобилей — мошенничество в особо крупном размере», — пишет газета.

В свою очередь банк готов выдать ПТС по проданным автомобилям, но только после того, как будут заключены договоры купли-продажи некоторых объектов недвижимости. При этом, обращает внимание газета, в сообщении банка говорится об уже проданных машинах. «Из этого можно сделать вывод, что банк прекрасно знал, какие документы он берет в залог. И тут уже возникают вопросы к банку, почему он решает свои финансово-имущественные дела за счет товара, уже оплаченного простыми гражданами?.. Если компании не удастся реструктурировать долг, то вполне возможно, что банк решит продать заложенное у него движимое имущество. Таким образом, покупатели «Машинного двора» могут остаться не только без документов, но даже и без того металла, который стоит сегодня в их гаражах», — констатирует издание.