Комитет Госдумы по финансовому рынку на заседании в понедельник рекомендовал нижней палате парламента отклонить в первом чтении доработанную редакцию проекта закона «О строительных сберегательных кассах».

Законопроект, внесенный депутатами ГД Оксаной Дмитриевой, Иваном Грачевым и членом Совета Федерации Сергеем Мироновым, предусматривает создание строительных сберкасс, под которыми понимаются специализированные банки, привлекающие денежные средства физических лиц в строительные сберегательные вклады и предоставляющие своим вкладчикам кредиты для улучшения жилищных условий. Проектом закона предлагается решать задачу жилобеспечения путем развития системы финансирования гражданами жилищного строительства, приобретения жилых помещений и земельных участков и иных мероприятий по улучшению жилищных условий.

Комитет отмечает, что поиск разнообразных способов решения жилищной проблемы на протяжении многих лет не теряет своей актуальности. Вместе с тем изменения в тексте законопроекта носят редакционный, а не концептуальный характер и не учитывают принципиальных замечаний, содержащихся в предыдущем заключении комитета, где авторам предлагалось его доработать.

Комитет в очередной раз подчеркивает, что принятие закона может привести к существенному нарушению прав граждан — вкладчиков строительных сберегательных касс, нецелевому использованию бюджетных средств и в целом не будет способствовать достижению заявленных в проекте целей.

Комитет обращает внимание, что в законопроекте и в пояснительной записке к нему по-прежнему отсутствует какое-либо серьезное экономическое обоснование достаточности получаемых строительными сберегательными кассами доходов, для того чтобы они могли осуществлять долгосрочное жилищное кредитование и выплачивать вкладчикам проценты по внесенным последними вкладам, сохраняя при этом финансовую устойчивость. Вместе с тем следует учитывать, что в силу замкнутости системы строительных сберкасс в целях обеспечения ликвидности и во избежание формирования пирамидальных схем их деятельность требует строжайшего регулирования и надзора.

В уточнении нуждаются предмет регулирования законопроекта в части определения участников регламентируемых им отношений, а также круг лиц, которые могут быть вкладчиками строительных сберегательных касс. Нечетко сформулированы основания для отказа вкладчику в предоставлении кредита.

В заключении комитета содержатся и другие замечания. В целом он считает, что предусмотренная законопроектом господдержка вкладов в строительных сберкассах не обеспечивает адресности бюджетной поддержки конкретным нуждающимся в такой помощи гражданам, поскольку предоставляется неопределенному кругу лиц. При этом использованные в законопроекте и в финансово-экономическом обосновании максимальные расчетные суммы вкладов, на которые за счет федерального бюджета начисляются премии государства, и максимальный размер ежегодной такой премии в расчете на одного вкладчика — 14 тыс. рублей — позволяют комитету сделать вывод о низкой эффективности подобного способа жилищного финансирования, поскольку данные суммы существенно меньше тех, которые требуются для приобретения жилья.