Неопределенность в экономике привела к росту спроса на экстрасенсов со стороны бизнесменов и финансистов. Это связывают с тем, что неожиданный экономический обвал ознаменовал кризис доверия к рыночным аналитикам. За последнее время выросло число тех, кто считает разного рода медиумов экономичным подспорьем консалтинга — тем более что разница в результатах их работы не всегда очевидна.

Возможно, одним из проявлений рецессии, пишет газета The Times, стал рост популярности медиумов среди обитателей лондонского Сити — некогда могущественного финансового центра Европы. Однако немногие открыто признаются в том, что пользуются «сверхъестественными силами» для того, чтобы заключить тот или иной контракт или вовремя сбыть с рук акции.

Компания Russell Grant, основанная популярным в Британии астрологом, утверждает, что с начала рецессии количество звонков от бизнесменов, обращающихся за советом к их команде экстрасенсов, медиумов и астрологов, возросло на 32%. Экстрасенс Пол Ясновидящий говорит, что сейчас порядка 30% звонков, которые он получает, имеют отношению к бизнесу и работе, в то время как полтора года назад таких звонков было только 10%.

Британское общество астрологов и экстрасенсов (British Astrological & Psychic Society — BAPS) также сообщает о росте звонков, связанных с бизнесом. Робин Лоун, консультант BAPS, говорит, что среди их постоянных клиентов есть высокопоставленные банкиры и адвокаты. «Меня часто спрашивают, например, как долго продлится кризис, стоит ли сейчас думать о кредитах», — рассказывает он.

Кевин Паркер, представляющий Russell Grant, говорит, что обычно клиенты компании обращаются за консультацией к астрологу или экстрасенсу, когда обдумывают какую-то серьезную перемену в бизнесе и хотят получить «непредвзятое» мнение со стороны по поводу своего решения. Джордж Валентино, медиум, который также работает в команде Russell Grant, отмечает, что среди его клиентов есть и девелоперы, и банкиры, и трейдеры Сити, и владельцы мелкого бизнеса. «В основном людей, которые ко мне обращаются, можно разделить на две категории: верящие и отчаявшиеся», — говорит он.

Экстрасенсы — как и финансовые аналитики и экономические консультанты — не несут ответственности за последствия своих советов, поскольку принятие решения полностью лежит на клиенте. Пол говорит, что важная часть его работы — успокоить встревоженных людей. Он осмотрителен: «Я всегда предупреждаю своих клиентов, что им не стоит полагаться исключительно на ясновидение. Это было бы нездорово».

В России с приходом кризиса тоже наблюдался повышенный спрос бизнесменов на экстрасенсов и астрологов. Первая волна желающих посоветоваться с потусторонними силами насчет бизнеса возникла в ноябре, когда люди осознали наступление полномасштабного экономического кризиса, рассказала RB.ru практикующий астролог Ольга Соловьева. Люди реагировали на фактическое состояние дел, дефолты, изменения курсов валют и котировок ценных бумаг.

Сейчас интерес к астрологическим советам падает, поскольку первый шок прошел, бизнес успокоился. Но, говорит Соловьева, астрологи ждут осенью второй волны наплыва деловых клиентов. Кризис связан с «оппозициями планет Сатурна и Урана», это конфликт «между новым и старым», уверяет астролог, в полной мере его последствия проявятся во второй половине сентября — например, в том, что «может быть введена новая мировая резервная валюта». Финансисты гипотетически такой возможности не исключают — но не в ближайшем будущем: в среднесрочной перспективе альтернативы американскому доллару они не видят.

По понятным причинам мало кто из бизнесменов готов открыто обсуждать свой интерес к таким «альтернативным» видам консалтинговых услуг. Однако, как отмечает Паркер, компании с готовностью платят до 20 тыс. фунтов в месяц консультантам.