Инфляция в России вновь обгоняет прошлогоднюю. Когда начнется оживление экономики, она еще ускорится, предупреждают эксперты, пишет в среду газета «Ведомости».

Потребительские цены в июле выросли на 0,6%, сообщил Росстат. С апреля по июнь рост цен был медленнее, чем в те же месяцы 2008 года, но в июле оказался быстрее (было 0,5%). За 12 месяцев по июль цены выросли на 12% против 11,9% в июне; предыдущие четыре месяца этот показатель снижался. Административная заморозка цен на продовольствие в 2008 году привела к ускорению их роста, поэтому весной и в июне 2009-го и произошел внезапный провал, говорит экономист «Траста» Евгений Надоршин, к июлю эффект сравнительной базы закончился и стало ясно, что, несмотря на кризис, инфляция не тормозит. В сравнении с июнем ускорился рост цен на продовольствие: дорожала плодоовощная продукция — картофель, лук, морковь (в июле 2008 года цены на фрукты и овощи снижались). Растут в цене также коммунальные услуги, электроснабжение, транспорт, сезонные услуги туризма.

За полгода цены на плодоовощную продукцию в долларах выросли на 22% против 17% годом ранее, посчитала экономист Центра развития Высшей школы экономики Оксана Осипова, в Европе за тот же период — снизились на 5%, хотя евро, как и рубль, укреплялся. «Девальвационный эффект не отыгран», — полагает Осипова: закупки импортного продовольствия делались по более высокому курсу и укрепление рубля во II квартале на ценах не сказалось. А местные производители подгоняли цены под уровень импортных, продолжает Осипова: «Выйдя на рынок по таким ценам с новым урожаем, они рискуют его не сбыть».

Кроме плодоовощной группы быстрее, чем в прошлом году, дорожают рыба и сахар — на 14,2% и 28,5% с начала года соответственно. Рост цен на рыбу ускорился втрое, на сахар — почти вдвое. Быстрее всего дорожают дешевые сорта рыбы, отмечает Минэкономразвития в мониторинге: население переходит на рыбу вместо мяса, потребление которого упало на 10%. Рост цен на одежду, обувь, электротовары в июле немного замедлился, за 7 месяцев превышает прошлогодние темпы в 1,2—3 раза. Снижение спроса может привести к аномальному явлению, когда производители увеличивают цены, чтобы поддержать рентабельность, говорит экономист Barclays Capital Елена Лукоянова.

Спрос падает, предложение денег почти на нуле — все работает против инфляции, но производители не идут на снижение цен, констатирует Осипова: «Феномен!» Его причина — в низкой конкуренции и сегментированности рынка товаров длительного пользования, объясняет она. В производствах, где издержки остаются высокими, производители компенсируют ценой падение объемов сбыта. А получившие преимущество по издержкам за счет девальвации тоже повышают цены, чтобы побольше на этом преимуществе заработать, говорит Надоршин.