Массовых торговых войн и волны протекционизма в период кризиса на мировом рынке не наблюдается, сказала в интервью РИА Новости директор департамента стран Америки Минэкономразвития России Елена Данилова. «Многие эксперты сходятся во мнении, что массированного протекционизма не случилось. С моей точки зрения, ситуация была более острой в 2002 году, когда США ввели меры по защите своей металлургической отрасли, когда возник «эффект домино»: поток продукции, отхлынув от американского рынка, пошел в другие страны, которые моментально стали вводить свои защитные меры. Сейчас этого нет», — считает она.

Глава департамента отметила, что любой пакет антикризисных мер государства предполагает укрепление конкурентных позиций национальных компаний посредством защиты рынка, стимулирования экспорта продукции этих компаний, спроса со стороны государства или населения. При этом основная масса антикризисных мер в большинстве стран связана с поддержкой финансового сектора, денежно-кредитной политикой, помощью населению, и только потом идет стимулирование реального сектора.

«Поэтому мне не нравится выражение «волна протекционизма». На последнем месте находятся те меры, которые могут быть причислены к протекционистским. Это в основном меры тарифного и нетарифного регулирования», — указала Данилова.

По ее словам, эффект от таких мер с точки зрения их воздействия на общее состояние экономики не такой значительный. Меры по ограничению импорта или экспортные ограничения (например, на сырье), применяемые различными странами, носят точечный характер и затрагивают прежде всего интересы отдельных отраслей и отдельных предприятий.

Данилова обратила особое внимание на тот факт, что кроме мер «лобового» протекционизма — повышения пошлин, введения квот, запрета на ввоз или вывоз продукции — страны применяют и скрытые защитные меры. «Например, предпочтение отечественным производителям при госзакупках, финансовая поддержка предприятий. Ведь преференции при госзакупках, льготные кредиты, бюджетные вливания, покупка акций государством усиливают конкурентные возможности компаний. Они могут не только удерживать позиции на внутреннем рынке, но и начать внешнюю экспансию на зарубежные рынки», — пояснила директор департамента.