Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о предпринимательской активности россиян — реальной и потенциальной: он выяснял, есть ли у россиян опыт занятия бизнесом, как они его оценивают, есть ли желание открыть собственное дело, что для этого необходимо и что мешает.

Подавляющее большинство россиян никогда не пытались организовать свой бизнес (82%). Тем не менее лишь половина (51%) и не планирует это делать, треть подумывает об этом (31%), каждый десятый (11%) сетует на неудачный опыт, а 4% и сейчас занимаются предпринимательством. Возрастные тенденции вполне закономерны — чем моложе россияне, тем более они готовы рискнуть и попробовать себя в бизнесе. Две трети (67%) российской молодежи (группа 18-24-летних) планируют заняться бизнесом. Число желающих резко снижается к моменту окончания студенческого возраста — уже с 25 до 34 лет подумывающих об открытии своего дела находится лишь 37%, и с взрослением и старением их число продолжает снижаться. Так, лишь 26% потенциальных бизнесменов находится среди 35-44-летних, 15% — среди 45-59-летних и всего 1% среди тех, кому за 60.

Среди россиян с высшим образованием вполне успешным свой опыт занятия бизнесом оценивает 18% респондентов, среди тех, у кого есть среднее специальное образование (техникум), таких уже лишь 10%, среди выпускников школы — 8%, а среди тех, у кого лишь неполное среднее образование, успешных в бизнесе вообще не нашлось. Соответственно, со снижением уровня образования стремительно растет число тех, кто сетует на неудачный опыт занятия бизнесом (29% среди высокообразованных, до 50% — среди тех, кто получил лишь неполное среднее образование). Любопытно, что желание добиться больших успехов практически не зависит от уровня образования.

Стартовый капитал — самая необходимая вещь для начинающего бизнесмена, считают 82% респондентов. Затем в рейтинге необходимого следуют связи (44%), предпринимательская жилка (33%), опыт (29%), специальное образование, знания (23%), оригинальная бизнес-идея (13%), вера в успех (12%). Причем чем образованнее россияне, тем с большей вероятностью они назовут (наряду со стартовым капиталом) связи и предпринимательскую жилку, в то время как малообразованные респонденты полагаются в равной степени на свой опыт и связи.

Около половины россиян (45%) затрудняются отметить, что из необходимого для организации своего бизнеса у них есть. 18% отыскали у себя веру в успех, 15% считают, что обладают специальным образованием и знаниями для этого, по 14% усмотрели в себе талант и опыт, а 10% считают, что имеют необходимые связи. Только у 6% (в каждом случае) есть оригинальная бизнес-идея и стартовый капитал. Причем чем образованнее россияне, тем чаще они гордятся своими знаниями и опытом, талантом, верой в успех. Менее образованные граждане (69%) чаще вообще затрудняются отыскать у себя необходимые качества и условия для занятия бизнесом (против 41% среди высокообразованных).

Большие финансовые затраты (27%) и бюрократия (20%) — главные проблемы на пути к организации собственного бизнеса, показывает опрос. Москвичи и петербуржцы приблизительно в равной степени часто сетуют на значительные финансовые затраты (24%) и бюрократию (25%) при организации собственного дела, хотя в первом случае большее количество жалоб — от селян (35%). Каждый пятый житель обеих столиц (21%) также жалуется на коррупцию (тогда как в менее крупных городах и на селе на нее сетует лишь по 7—9%).

У большинства россиян есть среди друзей предприниматели (62%). Чем обеспеченнее респонденты, тем больше у них среди друзей бизнесменов (83% среди россиян с высокой самооценкой материального положения и 49% среди малообеспеченных).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 4—5 июля 2009 года. Опрошено 1 600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.