Банки переориентируют свои агентские сети с продажи кредиток на привлечение депозитов, сообщает в понедельник газета «Ведомости». О том, что это очень эффективный метод сбора денег, свидетельствует опыт ОТП-Банка и «Ренессанс Кредита». Предприимчивые банкиры уже давно используют агентов для распространения кредитных продуктов — от карт до ипотеки. Теперь, отмечает издание, важнее привлечь деньги, чем их раздать, и банки приспосабливают свою агентскую сеть для новых задач.

С весны 2008 года агенты ОТП-Банка занимаются распространением ипотечных и автокредитов, а с начала 2009-го они стали предлагать клиентам и депозиты, рассказал представитель банка. Агенты уже привлекли порядка 460 млн рублей новых вкладов, что составляет 2,3% от общего объема депозитов физлиц в банке на 1 июля. Коммерческие условия работы агентов представитель ОТП-Банка сообщить отказался, уточнив лишь, что они получают свое вознаграждение по итогам месячной работы.

Более детальную информацию удалось получить в банке «Ренессанс Кредит», на сайте которого значится вакансия агента по привлечению депозитов. За каждого нового вкладчика банк платит агенту от 0,7 до 1% от суммы привлеченного вклада при условии, что он будет открыт в отделении банка, уточнила сотрудница «Ренессанса». Выплата вознаграждения отсрочена на месяц и зависит от наличия в банке денежных средств вкладчика на тот момент. Минимальная сумма депозита в «Ренессанс Кредите» — 5 тыс. рублей, минимальный срок вклада — 3 месяца. Ставки по депозитам в рублях варьируются от 11,5 до 16,5%, в валюте — от 4,2 до 11,5%. Правда, отделений, где можно открыть депозит, в Москве всего 3, призналась сотрудница банка. «Если у вас нет наработанной базы, можете начать даже с родственников», — ободряет она претендентов.

Агенты начали работать с вкладами с июля и уже собрали 30 млн рублей, уточнили в пресс-службе банка. Это превосходит весь объем депозитов «Ренессанс Кредита» на начало того же месяца — 25,5 млн рублей, по данным «Интерфакс-ЦЭА». Банк прежде использовал агентскую схему для распространения карт и нецелевых кредитов, а теперь трансформировал ее для привлечения вкладов, сохранив штат и менеджмент, говорит председатель правления «Ренессанс Кредита» Алексей Левченко.

Это хороший канал, убежден совладелец ТКС-Банка Олег Тиньков, но его слабое место — контроль за деятельностью агентов. «На местах начинаются отсебятина и злоупотребления, возникают проблемы, особенно это характерно для зарегулированного финансового бизнеса», — говорит он. Его банк «Тинькофф Кредитные Системы» распространяет через агентов кредитные карты. Агенты не должны создавать репутационных рисков, соглашается член правления Сведбанка Алексей Аксенов. «Пару лет назад в «Meгe» ко мне подошел парень из Ситибанка, который очень грамотно отвечал мне, работнику банка, на все вопросы, ловко избегая моих провокаций. Такие парнишки вполне могут помочь привлечь депозиты — хороший агент приведет в банк кого угодно», — уверен он. Услуги агентов банку почти ничего не стоят, а минимальный рекламный эффект в любом случае будет, рассуждает старший вице-президент «Уралсиба» Максим Савицкий.